Архив публикаций

Работа в особо холодных условиях

Опубликовано: Журнал "Коммерческие автомобили" №2, 2007 (2007-10-25)

Раздел: Перевозчики

В то утро, когда я добирался до расположенного в подмосковном Жуковском офиса компании «ИНКО», на улице стояла непривычно жаркая для середины августа погода. Жара держалась уже несколько дней, и для перевозчиков замороженный продуктов, – а это как раз одна из сфер работы компании, куда я направлялся, – наступила горячая пора. Ведь именно жара предъявляет к доставке продуктов глубокой заморозки наиболее серьезные требования, главное из которых – ее максимальная оперативность. О том, каким еще требованиям вынуждены соответствовать подобные перевозки и какова их специфика, нашему журналу рассказал директор по логистике ЗАО «ИНКО» Сергей Тарасов.
-    Скажите несколько слов о роли транспортного отдела в структуре компании «Инко»
-    Перед транспортным отделом стоит задача доставки в магазины всего объема товаров, дистрибуцией которых занимается ЗАО «ИНКО». В первую очередь это товары глубокой заморозки, в основном плодоовощная продукция, морепродукты, ягоды, продукция мясопереработки. Всего порядка 1500 артикулов. Все эти товары поступают на хладотерминал нашей компании или из-за рубежа, или от российских предприятий-изготовителей и затем развозятся нашими автомобилями или самовывозом по магазинам московского региона. Наряду с этим мы обеспечиваем их доставку и в другие российские города.

-    Каковы особенности перевозки замороженных продуктов в сравнении с перевозкой обычных грузов?
-    Надо понимать, что уже сам факт того, что в автомобиле в течение всего рейса груз должен находиться при температуре примерно –20 оС, делает такую перевозку очень специфичной. Потому что повышение температуры всего на несколько градусов почти гарантировано приводит товар в негодность. И даже если холодильная установка работает в течение всего рейса, из-за периодически открываемых в ходе разгрузки дверей кузова температура в нем постепенно растет. Причем в жаркую летнюю погоду растет недопустимо быстро. Или же груз легко может быть испорчен, к примеру, в случае поломки автомобиля, когда в кузове будет невозможно поддерживать нужную температуру. Отсюда и особые требования, предъявляемые к перевозкам, которыми мы занимается. Это требования к водителям, к применяемой технике и к организации перевозочного процесса.
Начнем с водителей. Поскольку время доставки замороженных продуктов лимитировано как ни при каких других перевозках, и их свежесть напрямую зависит от поддержания графика, на водителях лежит особая ответственность. Они должны прекрасно ориентироваться в районе пролегания своего маршрута чтобы выбирать оптимальные пути подъезда к торговым точкам. От них требуется обладать достаточной компетентностью, чтобы решать с приемщиками груза вопросы по всей номенклатуре товара. Водители обязаны разбираться в оформляемых при передаче товара документах, потому что им приходится одновременно выполнять роль экспедиторов. Наконец, им необходимо постоянно демонстрировать клиентам свою лояльность, потому что от благосклонности этих самых клиентов в конечном итоге зависит благополучие нашей компании.
Теперь о технике. Здесь главный критерий – надежность. Потому что, как я уже отмечал, любая поломка в рейсе во многих случаях ведет к потере груза, а также увеличивает время доставки, что не может не вызвать недовольства наших заказчиков. Поэтому от отечественных грузовиков компания давно отказалась. Сейчас в парке ЗАО «Инко» работают главным образом среднетоннажники Hyundai HD72, Mitsubishi Canter и Volvo FL. В центр Москвы грузы доставляют малотоннажные Hyundai Porter – их грузоподъемность не превышает одну тонну, благодаря чему они могут работать в пределах Третьего транспортного кольца без специального разрешения. Естественно, при расширении парка мы будет выбирать технику прежде всего исходя из ее надежности – об этом нам позволяет судить как собственный опыт эксплуатации машин той или иной модели, так и опыт наших коллег.
Управление перевозками, то есть транспортная логистика – тоже важнейшая составляющая нашей работы. Соответствующий отдел трудится практически круглосуточно. Ведь при минимальных сроках доставки приходится учитывать массу факторов вплоть до загруженности дорог, а также количества времени, затрачиваемого на прием груза, которое у каждой обслуживаемой нами торговой точки свое. Кроме того, я хотел бы отметить высокий профессионализм наших логистов, что помогает нам эффективно выстраивать работу транспорта.

-     Принимаемые на работу водители проходят какое-то специальное обучение?
-    Я бы не назвал это обучением как таковым. Важнейший элемент их вхождения в наш коллектив и получения навыков, необходимых для успешной работы в компании – практика, в ходе которой водители-новички в течение некоторого времени ездят вторым номером с опытными водителями, у которых они и перенимают все необходимые знания. Чем быстрее новичок освоится, чем быстрее вникнет во все тонкости своей работы, тем быстрее он самостоятельно сядет за руль.

-    Влияет ли на работу по доставке замороженных продуктов фактор сезонности?
-    Да, определенная сезонность в перевозках продуктов глубокой заморозки существует. Летом объем таких перевозок сокращается, потому что у людей снижается потребность в овощах и фруктах, которые многие выращивают на своих участках. Конечно, как раз в данный период увеличивается потребление мороженного, которое мы тоже развозим, но оно не способно компенсировать падение общих объемов перевозок. Впрочем, я бы не сказал, что это падение значительно, а к октябрю оно и вовсе сходит на нет. Тем более, что рынок перевозок замороженных продуктов год от года увеличивается, а значит, загруженность нашего транспорта постоянно растет, и сезонные падения не могут значительно повлиять на это. Иногда количество доставляемых грузов резко и весьма существенно увеличивается вне зависимости от времени года, и тогда наша компания оказывается вынужденной привлекать независимых автоперевозчиков.

-    На каких условиях и в каких ситуациях «ИНКО» сотрудничает с независимыми перевозчиками?
-    Для доставки грузов по московскому региону независимые автоперевозчики нами привлекаются очень редко, только в каких-то совсем экстраординарных случаях – здесь мы даже при резком увеличении числа заказов стараемся изыскивать собственные резервы и обходиться собственными силами. Тому есть несколько причин, среди которых – высокие ответственность и культура, которыми обладают далеко не все работающие у наших подрядчиков водители, сложность маршрутов, неизвестная многим транспортным компаниям специфика процесса доставки, а также недостаточная оснащенность соответствующей этой специфике техникой… Одним словом, перевозку замороженных продуктов можно доверить далеко не всем. Да и стоимость услуг независимых транспортных компаний выше. Ведь они закладывают в эту стоимость немалую норму прибыли, тогда как для нас эта норма не столь критична, поскольку мы являемся структурным подразделением нашего заказчика.
А вот для междугородных перевозок «ИНКО» привлекает подрядчиков в подавляющем большинстве случаев. Свой транспорт в таких перевозках нам использовать невыгодно. Ведь получается, мы можем обеспечить загрузку грузовика только в одну сторону! Но, чтобы рейс был рентабельным, на обратный путь тоже нужно найти груз. Кто этим будет заниматься? Сколько времени на это потребуется? Поэтому нам целесообразнее договориться с независимым автоперевозчиком, который проблему загруженности обратного рейса будет решать сам. Тем более, что как раз наш груз чаще всего становится для таких перевозчиков загрузкой на обратный рейс – большинство наших партнеров по доставке грузов в регионы как раз в этих регионах и базируются.
Говоря о сотрудничестве с независимыми автоперевозчикам надо понимать, что мы готовы работать далеко не с каждым из них. Поскольку товар у нас скоропортящийся, то это, само собой, подразумевает наличие у нашего партнера надежной техники, лучше иностранного производства, подготовленных опытных водителей, а также страхование им ответственности перевозчика и готовность нести перед нами ответственность за испорченный груз.

-    То есть получается, что собственный транспорт, если он задействован в местных или региональных перевозках, выгоднее любому достаточно крупному дистрибьютору?
-    Я не стал бы говорить, что задействовать для доставки грузов собственный парк автомобилей выгодно абсолютно всем дистрибьюторам, но для нашей компании это безусловно так. Почему? Про более высокие расценки независимых автоперевозчиков я уже говорил, но дело не только в этом. На себестоимость доставки наших грузов влияет не только указанный фактор, но и другие. Например, у нас на территории расположена собственная заправочная станция, и мы можем заправлять наши машины чуть дешевле, чем на городских АЗС. И техническое обслуживание автомобилей наша компания во многих случаях выполняет самостоятельно, что также положительно отражается на экономии средств.

-    Стоит ли вообще тратить свои силы на проведение техобслуживания, если с доступностью сервиса иностранных автомобилей сейчас нет особых проблем?
-    На мой взгляд стоит. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что техническое обслуживание на фирменных сервисных станциях стоит значительные деньги. Своими силами мы делаем его существенно дешевле. Но гораздо важнее то, что на проведение самостоятельного сервисного обслуживания или ремонта техники уходит гораздо меньше времени. Ведь отправляемый в фирменный технический центр автомобиль тратит немало времени на дорогу туда и обратно, да и вряд ли сотрудники такого центра приступят к его обслуживанию незамедлительно – ведь у них масса других клиентов. Кроме того, не надо забывать, что управляет автомобилем, едущим на фирменный сервис, наш водитель, который, таким образом, тоже выпадает из производственного процесса – его на время ремонта не посадишь на другой грузовик. Одним словом, без крайней нужды мы стараемся обслуживать и ремонтировать свои автомобили у себя – это экономит время, а значит, экономит деньги.
Конечно, сложный ремонт самостоятельно мы проводить не собираемся. Но регламентные ТО, устранение незначительных неисправностей автомобилей и холодильного оборудования, регулировку рулевого управления и прочие виды ремонта, не затрагивающие технически сложные узлы и агрегаты, наша компания делала и будет продолжать делать самостоятельно. Причем довольно скоро условия для этого значительно улучшатся – сейчас у нас на территории строится довольно большое здание, где будет размещена сервисная зона. Его стальной каркас уже готов, осталось возвести стены. Думаю, что уже в декабре в этом здании начнут проводиться работы по сервисному обслуживанию и ремонту нашей техники.

-    Как на Ваш взгляд будет развиваться российский рынок доставки замороженных продуктов и как будет развиваться их доставка в вашей компании?
-    Я уверен, что объем этого рынка будет расти и в дальнейшем. Причем не столько за счет увеличения объема товаров, сколько за счет увеличения их номенклатуры. Естественно, рост перевозок потребует от нас расширения парка коммерческих автомобилей – как и сейчас, в перспективе при осуществлении региональных перевозок мы будет делать основной упор на собственный автотранспорт.

Наша справка

Центральный офис и склады ЗАО «ИНКО» расположены в г. Жуковский Московской области. Компания организованна в 1993 году и на сегодняшний день стала крупнейшим дистрибьютором продуктов глубокой заморозки. Их она поставляет в 1600 московских и подмосковных магазинов, (универсамы «Авоська», Ашан, БИН, Реал, Патерсон, «Перекресток», «Пятерочка», Рамстор, «Седьмой Континент», SPAR, «Столица», Элесар Люкс) а также в магазины нескольких других крупных городов. Компания владеет самым большим в России и в Восточной Европе хладотерминалом объемом 65 000 м3, вмещающим 11 000 стандартных палет! Автомобильный парк – 88 рефрижераторов в основном на шасси Hyundai Porter, Hyundai HD72, Mitsubishi Canter и Volvo FL.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее