Архив публикаций

Hyundai HD78. Полноприводный дебют

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-11-20)

Раздел: Новые модели

В конце сентября нижегородская компания «Чайка-Сервис» предложила заказчикам среднетоннажник Hyundai HD78 в варианте с приводом всех колес. Насколько это расширило его возможности?
Все четыре колеса

Сразу обращаю внимание, что «Чайка-Сервис» организовала испытания полноприводных Hyundai HD78 в максимально сложных условиях. Для этого мы, попетляв несколько километров по проложенной в лесу проселочной дороге, приехали на опушку, представляющую собой чуть прикрытый редкой пожухшей травой песчаник, испещренный косогорами и оврагами. Песок, как известно, куда коварнее даже глубокой грязи, поскольку колеса зарываются в нем, что называется, на раз. А тут еще, как специально, начался ливень, и почва «раскисла» буквально на наших глазах!
Обычный заднеприводный Hyundai HD78 в подобных обстоятельствах я бы тестировать не отважился. Но специалисты «Чайки» оборудовали его полноприводной трансмиссией, закупленной у южнокорейской компании Shin Jeong Development. Речь идет об управляемом ведущим мосте, раздаточной коробке, карданных валах и механизме включения. Стоит такой кит-комплект 680 тыс. руб. Передний привод выполнен подключаемым, никакого дифференциала в «раздатке» нет, поэтому максимальная скорость в режиме 4х4 ограничена значением в 50 км/ч. Колеса остались прежними, с двухскатной задней ошиновкой, но заметно увеличен клиренс.
По размокшему проселку «семьдесят восьмой» без особых проблем шел на заднем приводе. Единственное – меня подбрасывало буквально на каждом ухабе, ведь замена стандартной передней оси ведущим мостом увеличила неподрессоренную массу. Да и, в принципе, сидеть в кабине бескапотника на неровной дороге прямо над колесом это совсем не то, что сидеть в капотной машине, когда кабина размещена в пределах колесной базы и амплитуда вертикальных перемещений объективно получается меньше. Не случайно большинство эксплуатирующих автотехнику вне асфальта убеждены, что внедорожник должен быть классической, то есть капотной компоновки! Впрочем, Hyundai HD78 даже в версии 4х4 – не внедорожник, а всего лишь стандартный автомобиль с расширенными возможностями. Но вот на сколько расширенными? Это я и попробовал установить экспериментальным путем.
Прежде чем отправиться бороздить песок, подключаю к трансмиссии передний мост. На втором участвующем в тесте полноприводнике, белом Hyundai HD78 с телескопическим гидроподъемником Socage Т319, это делается с помощью обычного рычага, а на моем ярко-оранжевом бортовом грузовике с краном-манипулятором Amco Veba 808N-2S все оказалось куда интереснее: сначала жмешь на находящуюся слева от руля кнопку, приводя в действие компрессор, а затем уже кнопкой, которая находится справа, врубаешь полноприводный режим. Забегая вперед скажу, что также справа, но чуть ближе к рулевой колонке оказалась третья кнопка, необходимая уже для выключения полноприводного режима. Как это делается? Читаем инструкцию: «1. Отжимаем кнопку включения полного привода; 2. Нажимаем кнопку выключения полного привода; 3. Отжимаем кнопку выключения полного привода». Алгоритм несколько замысловат, но, на мой взгляд, нажимать пальцем кнопки все же легче и проще, чем работать тугим рычагом. И еще один нюанс: подключать и отключать передний мост можно только во время остановки.

Вперед, в поле!

Итак, полноприводный режим включен. Резко выкручиваю руль и, перемахнув через небольшой кювет, съезжаю с грунтовой дороги в поле. Машина слегка подпрыгивает, переезжая встретившиеся на пути валуны и пеньки, из-под колес летят щепки валежника. То, что движешься по песку, чувствуется сразу: колеса начинают немного вязнуть и автомобиль все время словно преодолевает возросшее сопротивление. Но идет, тем не менее, ходко! Понято, что кузов пустой, но следом за нами в поле выруливает и Hyundai HD78 c гидроподъемником, который движется с той же скоростью. А ведь это уже более тяжелая машина – ее масса такая же, какой будет во время реальной эксплуатации.
Преодолев по бездорожью несколько сотен метров, мой грузовик уперся в длинный пологий холм с довольно крутыми и высокими скатами. Мелькнула предательская мысль, что уж сюда нам ни за что не взобраться! Но машина с хода преодолевает почти весь подъем, останавливаясь, когда передние колеса уже перевалили за гребень. Одна пробуксовка, другая, и задние колеса тоже потихоньку вползают на вершину. Круча взята! После этого я принялся наматывать круги по песку и грязи, уже будучи полностью уверенным в возможностях полноприводного Hyundai HD78.
И все же оранжевый грузовик мы умудрились засадить. И даже сломать. Коллега начал разворачиваться на ограниченном пятачке, и автомобиль, забуксовав, закопался и сел на мосты. Когда же его попытались извлечь с помощью раскачки, не выдержала крестовина на приводе одного из управляемых колес. Но это происшествие сослужило свою службу: снова став заднеприводным, Hyundai HD78, даже будучи извлечен из песчаной ловушки, не смог самостоятельно продолжить движение: лишенные привода передние колеса практически сразу тонули в песке, и в конце концов машину пришлось взять на буксир. Таким образом, полноприводники доказали свое реальное превосходство над заднеприводными аналогами!
Отсюда вывод: для дорожных среднетоннажных грузовиков, особенно со сравнительно небольшими колесами, наличие полноприводной трансмиссии – весомый плюс, значительно расширяющий возможности их применения, а значит, и возможности применения того оборудования, которое установлено на шасси. Автоподъемники, автокраны, ремонтные «летучки», автозаправщики, сельскохозяйственные самосвалы, автоэвакуаторы, всевозможные машины для содержания дорог – всем им время от времени приходится съезжать с асфальта и окунаться в придорожную грязь. Другое дело, что подключив управляемый мост, не стоит отключать здравый смысл – если есть необходимость штурмовать серьезное бездорожье, то автомобиль должен обладать куда более высокими вездеходными качествами! Такими как, к примеру, у внедорожника «Тайга», тоже разработанного специалистами компании «Чайка-Сервис», но уже на базе выпускаемого ГАЗом «Садко». Его мне довелось покатать в самых разных условиях, но это, как говорится, совсем другая история.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее