Архив публикаций

Минский автозавод. Евроготовность

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-0616)

Раздел: Работа машиностроительных компаний

С начала года Минский автозавод полностью перешел к поставкам в Россию грузовиков, удовлетворяющих экологическому стандарту Евро-4. Но решив эту непростую задачу он, как и все остальные автопроизводители, столкнулся с еще одной, связанной с общим сокращением российского рынка коммерческих автомобилей. Что МАЗ собирается этому противопоставить?
Если в прошлом году автопроизводители еще лелеяли надежду на пусть медленный, но все же рост российского рынка коммерческой автотехники, то нынешний год не оставил иллюзий: продажи грузовиков не просто замедлились – они устремились вниз. Сей безотрадный факт в первую очередь связан с общим замедлением экономики страны, вылившемся в снижение рентабельности перевозок, и, как следствие, в снижение платежеспособности перевозчиков. Свою отрицательную роль сыграли и чисто отраслевые факторы: введение Евро-4, утилизационный сбор и чувствительное сокращение госзакупок. МАЗ в столь непростых условиях держится молодцом: снижения поставок в Россию ему, как и остальным участникам рынка, избежать не удалось, но свою долю в общем объеме продаж сохранить удается (по заводским данным, в сегменте автотехники полной массой свыше 8 т по итогам первого квартала 2012 она составляла 13,0%, а 2013-го – 12,9%).
Во многом удержанию рыночных позиций способствовал переход к сугубо прагматичной маркетинговой политике. Так, на июньской выставке СТТ-2013 в экспозиции МАЗа не наблюдалось прежних фаворитов: эффектного капотника, облегченного трехосного самосвала на камазовских мостах и специального кранового шасси – машины эти, безусловно, интересные и имеют право на жизнь, но из-за ограниченной востребованности они не способны расшевелить сокращающееся производство. Поэтому в этот раз возобладал иной подход: на выставку завод привез только то, что с успехом можно продавать даже в ситуации сокращения рынка. На стенде предприятия бок о бок стояли трехосный самосвал с кузовом овального профиля и новейшим дизелем ЯМЗ-536 (спрос на такие машины растет), 20-кубовый полуприцеп с аналогичной по форме самосвальной платформой, а также автовышка и автокран – последние нацелены на сегменты строительной техники, пока избежавшие всеобщего спада. И, что немаловажно, все показанные машины были с рестайлинговыми кабинами – в это трудно поверить, но других в Россию с этого года просто не поставляют!
Среди выводимых на российский рынок гарантированно востребованных модификаций прежде всего стоит назвать трехосный седельник с высотой седла 1150 мм – на 100 мм ниже, чем прежде. По словам одного из заводских маркетологов, у европейцев такие тягачи изготавливают только по спецзаказам, а потому цена их высока, тогда как у МАЗа это серийная, а значит, гораздо более доступная модификация!
Одновременно завод осваивает производство самосвалов с увеличенным до 18,5 «кубов» кузовом, к которым в России сейчас повышенный интерес, а также бортовых грузовиков, унифицированных по платформам и тентам с полуприцепами предприятия. Все идет к тому, что вскоре заказчики не просто будут выбирать свой МАЗ среди множества стандартных модификаций, а соберут его словно из кубиков в любой необходимой конфигурации.
Завод продолжает делать ставку и на расширение гаммы применяемых двигателей. Вернее, на расширение перечня их марок. Это наиболее долгоживущий заводской проект: первые МАЗы, под кабинами которых вместо привычных ярославских дизелей были установлены дизели MAN, появились еще в конце 1980-х! Ведь Минский автозавод единственный среди крупных отечественных автопроизводителей, обделенный собственным моторным производством. Освоив на протяжении нескольких последних лет ряд модификаций с недешевыми, но качественными и престижными двигателями Mercedes-Benz, предприятие взялось за создание еще более широкой гаммы автомобилей с двигателями Cummins – их получат не только магистральники, но и все остальные модели включая самосвалы и специализированные шасси. Самое важное, что МАЗы, оснащенные Cummins, по цене не дороже аналогов с современными двигателями ЯМЗ. Таким образом, с одной стороны предприятие решает давнюю задачу по удержанию ярославцев от возможного накручивания цены, с другой – обеспечивает себе выход на рынки, где марка Cummins издавна пользуется известностью и авторитетом.
А как при подобном моторном многообразии обстоят дела с сервисным обслуживанием автотехники? С той, что оснащена ЯМЗ, все понятно: эти дизели ставили на минские грузовики всегда, их умеют ремонтировать в любой точке России. Но с появлением зарубежных моторов резонно предположить, что фирменным мазовским сервисам для каждой их марки придется обзавестись своим диагностическим оборудованием, своими специалистами, своим складом запчастей! Реализуемо ли это в принципе?
Отвечая на данный вопрос, директор филиала «Сервисный центр МАЗ» Андрей Завгородний сказал следующее: «В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 109 сертифицированных ОАО «МАЗ» предприятий технического сервиса (СТО МАЗ), одно из обязательных требований к которым – наличие договоров с ЯМЗ и ММЗ на право проведения технического обслуживания и ремонта силовых агрегатов. В случае приобретения МАЗов с двигателем Daimler (Mercedes-Benz) либо Cummins, потребитель обязан заключить договор на обслуживание и ремонт этих двигателей с авторизованным сервисным центром их производителя. В России количество таких центров у Daimler приближается к сотне, причем в это число входят и несколько СТО МАЗ, число которых в будущем увеличится. У Cummins в России около 20 авторизованных дилеров с правом проведения диагностики, обслуживания и ремонта двигателей этой марки, устанавливаемых на МАЗы. Также обучены 76 специалистов СТО МАЗ с предоставлением права обслуживать двигатели Cummins. К концу года планируется провести еще несколько этапов обучения, и подавляющее большинство СТО МАЗ будут располагать квалифицированными кадрами для диагностики и обслуживания упомянутых двигателей».
Таким образом, с наступлением 2013 года Минский автозавод сумел предложить российским заказчикам полностью модернизированную, значительно расширенную гамму тяжелых автомобилей, впервые в практике предприятия получивших оптимальную линейку силовых агрегатов, позволившую не только во всеоружии встретить введение нового экологического стандарта, но и привлечь к минским грузовикам широкий круг заказчиков с самыми разными требованиями и предпочтениями.

ВРЕЗ

Илья Субботин, заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» по маркетингу

– В настоящее время Минский автозавод полностью перешел на экспорт в Россию автомобилей с двигателями экологического стандарта Евро-4. Речь идет о дизелях четырех основных марок: ЯМЗ, ММЗ, Mercedes-Benz и Cummins, среди которых есть использующие как систему EGR, так и систему SCR. Одновременно произошел и полный переход к рестайлинговым кабинам нового поколения. А кабина от МАЗ-64221 сохранена только для внедорожных моделей, поскольку они остались единственными с ярославскими V-образными «восьмерками». Конечно, двигатели стандарта Евро-4 сложнее, а значит, дороже двигателей стандарта Евро-3: разница в себестоимости оснащенных ими автомобилей составляет примерно 10%. И тем не менее, для конечного потребителя она не превышает 2% – мы сознательно пошли на снижение своей прибыли для более действенного продвижения таких машин.
Подобный шаг с нашей стороны также обусловлен и значительным падением российского рынка грузовиков полной массой от 8 до 40 т. По нашим оценкам, в первые месяцы 2013 года это падение составило 27-28%. В числе причин как замедление экономики в целом, так и стремление заказчиков с запасом приобрести в 2012 году технику стандарта Евро-3. Понятно, что резкий рост стоимости автомобилей стандарта Евро-4 в данной ситуации недопустим: МАЗ снизил бы не только продажи, с чем столкнулись все основные производители тяжелых грузовиков, но долю на рынке, чего удалось избежать.
Уменьшение поставок в Россию завод сумел отчасти компенсировать экспортом на другие рынки, за первые четыре месяца текущего года нарастив его в 2,7 раза. Речь идет как о ближнем зарубежье, так и о странах Азии и Латинской Америки: Индонезии, Мозамбике, Венесуэле, а также Вьетнаме, куда мы поставляем сборочные машинокомплекты.
Если говорить о завтрашнем дне, то для устойчивого развития в обозримой перспективе завод сконцентрировался на работе по улучшению технических и эксплуатационных характеристик тех моделей, которые наиболее востребованы заказчиками. Двигаясь в этом направлении, мы не только продолжим расширение числа модификаций с различными силовыми агрегатами, но и займемся давно назревшей модернизацией интерьера кабин.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее