Архив публикаций

ТОНАР. С места в карьер

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-08-25)

Раздел: Новые модели

Под российскими марками карьерные самосвалы до самого последнего времени не выпускались. Теперь же пробел восполнен: подобная машина появилась в арсенале известного изготовлением различной прицепной техники машиностроительного завода «ТОНАР». Это трехосный заднеприводный ТОНАР-4525 грузоподъемностью 45 т, первый образец которого собрали минувшей весной.
– «Мы не хотим конкурировать с БЕЛАЗом или каким-либо другим производителем карьерных самосвалов – сказал представляя новинку технический директор машиностроительного завода «ТОНАР» Юрий Вайнштейн. – Эту модель мы предложим в первую очередь тем, кто уже пользуется нашей самосвальной техникой, чтобы дать им возможность с ее помощью полностью замкнуть всю технологическую цепочку по транспортировке сыпучих грузов от карьера до конечного потребителя».
Речь идет о трехосном самосвале ТОНАР-4525 с кузовом задней разгрузки, о карьерном предназначении которого говорит внушительная ширина, более чем на метр превышающая габаритные ограничения для дорог общего пользования, а также смещенная влево узкая кабина и полная масса в 67 т – для сравнения, масса даже самых грузоподъемных дорожных самосвалов как минимум в полтора раза меньше.
Если сравнивать новый карьерник с продукцией Белорусского автозавода, то он перекрывает сразу три его модели: БелАЗ-7540, -7545 и -7547 грузоподъемностью от 30 до 45 т. При этом ТОНАР-4525 совершенно не смотрится поставленным на колеса небоскребом. У него привычная для любого тяжелого грузовика компоновка ходовой части, менее мощный, заимствованный у дорожных моделей дизель и механическая коробка передач с ручным переключением вместо более технически сложной ГМП как у тех же БелАЗов. Все перечисленное вкупе с китайским происхождением поставляемых на МЗ «ТОНАР» машинокомплектов обеспечивает относительно невысокую для подобного рода техники цену. Таким образом, появление ТОНАР-4525 вполне способно если не обрушить, то значительно демократизировать рынок карьерных машин в сегменте грузоподъемности до 50 т. Тем более, что вместо 375-сильного дизеля Weichai в моторный отсек самосвала обещана установка более мощного, обеспеченного запчастями отечественного ЯМЗ-650.
Конечно, проехавшись за рулем ТОНАР-4525, понимаешь, что примитивизм конструкции имеет свою изнанку: для работы рычагом КПП нужны сила и сноровка, а во время остановки даже снабженную ГУРом «баранку» не провернуть не поддав газу. Зато по цене, составляющей 4,5 млн. руб., ТОНАР-4525 выигрывает у аналогичных по грузоподъемности как классических карьерных, так и шарнирно-сочлененных самосвалов, которые также нередко задействуют при добыче полезных ископаемых. Причем разница – в разы! В принципе конкуренцию ТОНАР-4525 могли бы составить заявляемые в качестве карьерных машин китайские четырехосники – обычные дорожные самосвалы с рекламируемой поставщиками расчетной грузоподъемностью на уровне 40 т, которые комплектуют преимущественно коробчатыми кузовами емкостью 25-27 «кубов» – в Интернете множество подобных предложений по цене 2,8-3,3 млн. руб. Но ни один из них не обладает специальным кузовом для перевозки скальных пород, проигрывает в маневренности и проходимости, да и запас прочности их шасси явно не рассчитан на жесткую карьерную эксплуатацию! Есть еще заточенные под карьерную эксплуатацию четырехосные самосвалы европейского производства – их делают, к примеру, Scania и Astra. Но они относятся уже к совсем другой ценовой категории!
Помимо установки отечественного двигателя локализация производства ТОНАР-4525 на первых порах ограничится изготовлением рамы и самосвальной платформы. Причем конструкцию последней изменят: чтобы она была пригодна для перевозки не только песка или щебня, но для скальных пород, ознакомившиеся с машиной потенциальные заказчики рекомендовали применить более прочную сталь Hardox или повысить толщину днища и бортов, соответственно, до 15 м 8 мм, ввести боковые ребра жесткости и убрать задний открывающийся борт. Со своей же стороны осмелюсь высказать суждение, что неплохо было бы перекомпоновать размещение поручней на входе в кабину, а также предложить заказчикам модификацию с передним ведущим мостом и принудительным механизмом его подключения.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что по комплексу технико-эксплуатационных характеристик и цены в нашей стране пока ничего похожего на новый карьерник не представлено. А значит, курс МЗ «ТОНАР» на карьеры выбран верно!


ВРЕЗ

Юрий Вайнштейн, технический директор МЗ «ТОНАР»

¬– Помимо подготовки к производству карьерного самосвала перед МЗ «ТОНАР» в этом году стоят еще несколько важных задач.
Первая – постепенный переход к выпуску самосвальных полуприцепов с боковой разгрузкой, которая практически исключает опрокидывание автопоезда при подъеме кузова. С задней разгрузкой оставим только автомобили-самосвалы, прицепы и трехосные полуприцепы семейства 9523 как наименее подверженные такому риску.
Вторая задача – дальнейшее расширение как модельной гаммы, так и объемов изготовления сельскохозяйственной прицепной техники – для этого в ближайшей перспективе автомобильное производство переведем в строящийся сейчас отдельный цех, а на его месте создадим спецучасток по производству сельхозтехники.
Третья задача – развитие сервиса: ТОНАР ведет обширное строительство, по завершению которого на территории завода появятся несколько боксов для ремонта автотехники и агрегатов, а в Ожерелках – крупный сервисный центр на 30 постов для проведения ТО и текущего ремонта всей нашей техники.


ТОНАР. Апрельские новинки

В конце апреля МЗ «ТОНАР» устроил для своих потенциальных заказчиков премьерный показ сразу нескольких образцов своей техники. Среди нее прежде всего следует отметить новейший самосвал с кузовом боковой разгрузки ТОНАР- , выполненный по формуле 1+3. Он оборудован кузовом боковой разгрузки с практикуемой в последнее время заводом «австралийской» схемой опрокидывания. Привод осуществляется на три задних моста, передняя подвеска рессорная, задняя – пневматическая. Аналогичным кузовом был оснащен и четырехосный прицеп, с которым демонстрировалась новинка. Сейчас модель проходит сертификационные испытания, ее предварительная стоимость – 4,1 млн. руб. Более подробно о ней мы расскажем в одном из следующих номеров журнала.
Еще одна новинка – изотермический трехосный полуприцеп ТОНАР-9746. Его полезный объем увеличен до 90 м3, что позволяет вмещать до 35 европаллет. Нужно отметить, что в последнее время завод проделал большую работу по модернизации производства изотермической техники: она теперь изготавливается по технологии, использующей вместо заклепок клеевые соединения. Тем самым удалось избежать насыщения влагой внутренних полостей и снизить общую массу конструкции, прочность и долговечность которой повышена за счет ликвидации мест точечного возникновения нагрузок.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее