Архив публикаций

СТТ-2013. Смотр строительных тенденций

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-08-25)

Раздел: Обзоры

Проводимая в московском Крокус Экспо ежегодная выставка «Строительная техника и технологии» давно уже перестала быть просто самым большим в стране смотром технических достижений. Она – один из наиболее верных барометров, указывающих на положение дел как в строительной отрасли в целом, так и у каждой из компаний-экспонентов в частности. Посмотрим, что показал барометр на этот раз.
Техника подвоза

Начнем с автомобильной техники, используемой для доставки к месту строительства грузов самого разного назначения. Первую скрипку здесь как всегда играли всевозможные самосвалы. Причем компании, принадлежащие к «большой европейской семерке», в этот раз экспонировали на своих стендах самосвалы исключительно с кузовами европейских марок, тогда как прежде приоритет отдавался отечественному производителю. Видимо, в Старом Свете стагнация достигла таких масштабов, что даже именитые изготовители самосвальных кузовов начали делать изготовителям шасси такие предложения, от которых те просто не в силах отказаться.
«В большинстве странах Европы продажи самосвалов полностью остановились – рассказал на выставке Андреас Кантони, коммерческий директор крупнейшего итальянского производителя техники для перевозки сыпучих грузов Cantoni S.p.A. – Более-менее дела идут только в Германии, но она в одиночку не может компенсировать резкое падение продаж в соседних странах».
Не удивительно, что на Россию европейские кузовостроители смотрят с нескрываемой надеждой. А некоторые идут дальше – та же Cantoni еще в 2011 году заключила с «Центртранстехмашем» соглашение о сборке и монтаже самосвальных надстроек, и дело пошло: сначала в Рязани кузова Cantoni после сварки, грунтовки и окраски начали ставить на трехосные и четырехосные Astra, а на нынешнем СТТ дебютировал и четырехосный Trakker с аналогичным кузовом. Теперь из столь своевременно заключенной сделки партнеры намереваются выжать максимум: следующим их шагом станет полная локализация в Рязани производства итальянских кузовов. Ведь смогли же перейти от сборки кузовов Cantoni к самостоятельному производству их аналогов на «ИВЕКО-АМТ»! Кстати, эта расположенная в Миассе компания тоже привезла в Москву четырехосный самосвал Iveco Trakker: кузов для него предприятие изготовило собственными силами, а шасси начнет выпускать в сентябре в дополнение к уже освоенным трехосным модификациям. С еще одним показанным на стенде компании самосвалом, Iveco Eurocargo с разгрузкой на три стороны, ситуация прямо противоположная: упомянутое шасси в Миассе уже делают, а кузов собрали из присланных из Италии комплектующих. Но, в будущем, скорее всего, «ИВЕКО-АМТ» освоит и его выпуск тоже.
Глобальных автомобильных премьер от многочисленных работающих в России зарубежных автопроизводителей в этот раз на СТТ не последовало: те модели, что преподносились в качестве новинок, на самом деле уже успели дебютировать в России в другом месте и в другое время. На этом фоне белой вороной выглядели впервые привезенные в страну самосвалы FAW с кабиной J6. Остальные же многочисленные грузовики-иномарки представляли собой всевозможные модификации уже вовсю продаваемых моделей: тенденция предоставить заказчику автомобиль с максимальным учетом его требований вместо характерного для прошлых лет навязывания менее дорогой, но стандартной комплектации, налицо! Конечно, подобный подход делает технику дороже, но, как справедливо отмечали многие из экспонентов, обновлением парков сейчас заняты главным образом крупные и обеспеченные компании, финансовое положение которых даже в нынешних непростых экономических условиях остается непоколебимо.
У автопроизводителей из СНГ отмечается примерно та же тенденция: ожидаемых новинок вроде КАМАЗов с кабинами следующего поколения в этот раз на выставке не было. А КРАЗ и ЗИЛ и вовсе ее красноречиво проигнорировали. Зато счет на различные модификации уже выпускаемых в России и Белоруссии автомобилей шел на десятки. Другое дело, что все больше и больше даже российских надстроек экспонировались на шасси зарубежного производства – и это еще одна тенденция, которая год от года набирает силу и которую позволяют себе не замечать разве что отечественные автозаводы. Яркий тому пример – автокраны, суммарная экспозиции которых на СТТ традиционно выделяется своей многочисленностью.

Новые высоты

Автомобильные краны относятся к одному из тех немногих сегментов российского рынка строительной техники, где по прежнему наблюдается пусть небольшой, но все же рост. Прежде практически все массовые отечественные автокраны базировались исключительно на шасси производства заводов СНГ: МАЗах, КАМАЗах, «Уралах», реже – КрАЗах, а для моделей высокой грузоподъемности применялись многоосные МЗКТ или БАЗ. Теперь ситуация постепенно меняется: в Галиче создали уже несколько моделей на шасси Volvo, а в Челябинске для своего 50-тонника, получившего обозначение КС-65717, выбрали трехосный Iveco Trakker – эту машину нынешней весной изготовили на «ИВЕКО-АМТ». Кстати, осенью прошлого года 25-тонный «Челябинец» был поставлен заказчику на трехосном полноприводнике MAN TGS.
Если зарубежные шасси и используются для установки кранов российского производства, то прежде всего речь идет о моделях грузоподъемностью от полусотни тонн – их конечная цена уже такова, что взятая за базу «иномарка» на ее фоне не смотрится чрезмерно дорого. Другое дело, что крановый сегмент «от пятидесяти и выше» сейчас упорно стараются подмять под себя китайцы, краностроение которых за последние несколько лет сделало настолько гигантский рывок вперед, что сумело отчасти задать новые мировые грузовысотные стандарты. Специализированные шасси с опорно-ходовой рамой, овоидные стрелы с большой высотой подъема и дополнительные опоры под кабинами, обеспечивающие одинаковые характеристики по всем направлениям, плюс привлекательная цена делают китайские автокраны серьезными конкурентами для российских производителей. Серьезно усложнив выход наших краностроителей в тяжелый сегмент, китайцы теперь постепенно опускают планку грузоподъемности, нацелившись на пусть не столь высокодоходный, но зато наиболее массовый сегмент моделей грузоподъемностью 25-35 т. Правда, есть и сдерживающие факторы: эксплуатирующие организации признают, что у отечественных автокранов существенно выше запас прочности. Но что еще важнее, оригинальные китайские шасси, как и сами крановые надстройки, требуют оригинальных запчастей, а значит, разветвленной сервисной сети. И пока эта проблема не решена, продажи российских автокранов будут превалировать. Исходя из сказанного можно предположить, что если наши производители все же решат продолжить борьбу за тяжелый сегмент, ставку им целесообразно делать именно на шасси российского производства с российской же агрегатной базой: всепроходимые, неприхотливые, ремонтопригодные, обеспечивающие автокранам подвижность и работоспособность даже в глухой тайге.

Профессия – строить

Если в автомобильной части экспозиции СТТ-2013 китайские производители оказались не столь многолики, как, скажем, в преддверии кризиса 2008 года, то в экспозиции колесно-гусеничной спецтехники наш восточный сосед очередной раз увеличил свою долю занимаемого выставочного пространства. Еще несколько лет назад китайская специализированная техника, часто представлявшая собой нескладные попытки копировать образцы именитых марок, теснились на периферии раскинувшейся перед павильонами выставочной площадки. Теперь же она, часто не уступая по конструкции и дизайну образцам из Европы, Японии или США, год от года отвоевывает все большую территорию. Не удивительно: у китайцев что ни компания – то полный набор строительных машин, включающий, как минимум, бульдозеры, погрузчики, погрузчики-экскаваторы, экскаваторы, грейдеры и автокраны. Плюс «необязательная программа» в виде катков, асфальтоукладчиков, вилочных погрузчиков и прочей менее крупносерийной техники. Более того, у некоторых из китайских производителей все перечисленное было представлено в двух, и даже в трех экземплярах – подобный комплексный подход помог им вытеснить с территории СТТ сначала многие отечественные и восточно-европейские марки, а теперь под натиском конкурентов из Поднебесной шаг за шагом сдают квадратные метры даже ведущие мировые бренды.
Хотя тем компаниям, которые традиционно выпускают строительную технику премиального класса, кризисы нипочем – они начинают терять клиентов в последнюю очередь! Хотя, возведенная в абсолют премиальность имеет и обратную сторону: обязательный ее атрибут, высокая цена, сильно ограничивает круг покупателей. Именно поэтому китайцы уже получили львиную долю в некоторых сегментах, например, в сегменте фронтальных погрузчиков, а теперь развивают свое наступление в экскаваторный и бульдозерные сегменты.
А что же отечественный производитель? У тех, кто еще сохранил способность сопротивляться нашествию из-за рубежа, налицо все более ускоренный переход на импортную начинку. Не удивительно – российские комплектующие вполне годились для техники бюджетного уровня, но минувший кризис сильно проредил ряды ее покупателей. А у тех, что остались, требования к надежности, эффективности, оперативности и качеству сервисного обслуживания совсем не бюджетного уровня, а значит, чтобы выжить, отечественным производителям таким повышенным требованиям нужно обязательно соответствовать. Тем, кому данная задача окажется под силу, предстоит и дальше представлять российское машиностроение на внутреннем рынке. Правда, российским такое машиностроение по прошествии совсем небольшого времени можно будет назвать лишь с очень большой натяжкой.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее