Архив публикаций

«Волгабас». Однажды двадцать лет спустя

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-09-15)

Раздел: Работа машиностроительных компаний

В год своего двадцатилетия «Волгабас» показал сразу три новых модели: «СитиРитм» второго поколения, газовый «Ритмикс» и перспективный туристический мидибас. Разные автобусы оставили разные впечатления.
«СитиРитм». Зрелость жанра

В этом году у «Волжанина», который ныне зовется «Волгабас», круглая дата: двадцать лет назад в Волжском собрали первый ЛиАЗ-5256. С тех пор именно большие городские модели, ныне выпускаемые под собственным именем «СитиРитм», остаются основным профильным продуктом компании.
В 2012 году, в котором, кстати, «Волгабас» установил собственный рекорд, изготовив более шести сотен автобусов, на смену выпускаемому с 2007 года «СитиРитму» первого поколения пришел новый «СитиРитм». Эта модель – плод двадцатилетнего опыта создания подобных машин, визитная карточка и главный козырь волжских автобусостроителей!
Приступая к разработке второго «СитиРитма» специалисты «Волгабас» отказались от изготовления кузова из алюминия в пользу более привычной стали – так он получается жестче, а значит, долговечнее в эксплуатации на наших далеко не самых качественных дорогах. Вместо оцинковки боковин было решено использовать прогрессивное композитное покрытие. По окраске продолжено сотрудничество с Sikkens, но с применением более современных материалов. Обращает внимание отсутствие у новой модели узких передних окон, ранее располагавшихся сразу за боковым стойками ветрового стекла – многие эксплуатирующие организации выступали за отказ от них ввиду недостаточного обеспечения обзорности и сложности подбора в ходе замены при повреждениях.
Главное нововведение в ходовой части – вместо шасси сторонних производителей в Волжском начали изготавливать собственные шасси. С этой целью на заводе организован отдельный цех. В качестве базового двигателя выбрана рядная «шестерка» MAN: это или «безмочевинный» 6,9-литровый D0836 экологического стандарта Евро-5, или 10,5-литровый D2066 более высокого стандарта EEV – в этом случае без применения реагента AdBlue обойтись уже не получится. В состав силового агрегата вместо используемой большинством конкурентов АКП ZF-Ecomat включен более современный «автомат» ZF-Ecolife, по уверениям разработчиков позволяющий экономить до 10% топлива. Моторный отсек новых шасси размещен не вдоль задней стенки кузова, как прежде, а убран в смещенную к левому борту шахту, что позволило сделать заднюю дверь полноразмерной двухстворчатой, одновременно обеспечив доступ к двигателю фактически с четырех сторон.
Из других особенностей новинки – применение нехарактерного для городских моделей стабилизатора поперечной устойчивости, а также использование LED-освещения салона.
Хотя «СитиРитмы» второго поколения появились только в 2012 году, компания уже успела собрать на них солидный пакет заказов: 70 12-метровых и 30 18-метровых автобусов отправятся в Московскую область, 99 18-метровых – в Санкт-Петербург и еще 70 12-метровых – для обслуживания зимней Сочинской Олимпиады.

«Ритмикс». Вариации на тему

Вторая новая разработка «Волжанина» – «Ритмикс» в газовом варианте. У автобуса, в зависимости от исполнения рассчитанного на перевозку от 48 до 55 пассажиров, сохранена переднемоторная ходовая часть с полностью рессорной подвеской, поставляемая стратегическим партнером, индийской компанией Ashok Leyland. А вот газовый двигатель – китайский Yuchai, развивающий 178 л.с. Вместе с другим газобаллонным оборудованием его устанавливают специалисты челнинской компании «Раритэк». Три смонтированных под днищем баллона в общей сложности вмещают 369 л метана, что обеспечивает запас хода минимум в 400 км. Газовый «Ритмикс» уже получил Одобрение типа транспортного средства, начато его серийное производство: заключены контракты на поставку 12 машин в Волгоград, 49 – в Татарстан и 8 – в Оренбург. Всего в июле-августе на заводе планируют сделать сотню «Ритмиксов», при этом четыре пятых от указанного количества будут газовыми. Ведутся работы и по созданию «Ритмикса» с газовым двигателем Ashok Leyland.
Третья новинка – перспективный 9,3-метровый 35-местный туристический мидибус «Ритмикс-AVIA». Как понятно из названия, в основе этой внешне весьма эффектной машины – шасси известного чешского производителя, также входящего в состав Ashok Leyland. Компоновка здесь тоже переднемоторная, но сзади вместо рессор применена рессорно-пневматическая подвеска. Двигатель – 185-сильный Cummins стандарта Евро-5, коробка передач – механическая 6-ступенчатая ZF, размер колес – 17,5 дюймов.
«Мы разработали этот автобус по заказу наших партнеров из Ashok Leyland, которые собираются продвигать его в европейских странах. – Рассказал заместитель директора по производству компании «Волгабас» Григорий Фрицлер. – Но машина вполне может заинтересовать и наших перевозчиков, поскольку будучи дешевле аналогов большого класса она не сильно уступает им в пассажировместимости».
От серийных «Ритмиксов» туристическая модель отличается увеличенным передним свесом, что позволило убить сразу двух зайцев: установить пассажирскую дверь сразу за стойкой ветрового стекла и отказаться от отдельной водительской двери – появившееся перед выступающим в салон кожухом моторного отсека пространство облегчило доступ месту водителя. Впрочем, окончательный технический облик «Ритмикс-AVIA» пока еще формируется, и до запуска модели в производство она скорее всего еще претерпит изменения.

Что впереди?

Пример «Ритмикс-AVIA» наглядно показал, что использование переднемоторного шасси приемлемо, пока автобус не перерос малый класс. При дальнейшем увеличении размеров все плюсы уже у заднемоторных машин. Поэтому сейчас в Волжском прорабатывают возможность создания мидибусов с задним расположением двигателя.
Но это – пока только планы. А реальность такова, что семейство ныне выпускаемых 12- и 18-метрового «СитиРитмов» второго поколения вскоре пополнится моделями длиной 10 и 15 м. Кроме того, эти низкопольные машины получат и менее дорогие полунизкопольные модификации с дизелями Cummins. В качестве альтернативы двигателям известных марок рассматривается возможность применения индийского дизеля «Нептун» мощностью 326 л.с., выпускаемого одним из подразделений компании Ashok Leyland – его первым делом собираются адаптировать для междугородней модели «Дельта». За счет применения системы рециркуляции отработавших газов «Нептун» соответствует экологическому стандарту Евро-4.
Кроме того, 12-метровый «СитиРитм» появится и в версии с газовым двигателем – 260-сильным, китайского производства. Стоит отметить, что «Волгабас» предлагает своим партнерам не просто газобаллонные автобусы, а целую программу газификации ПАТП: помимо поставки он берет на себя организацию хранения, обслуживания и снабжения газом! В частности, подобная программа сейчас разработана для Санкт-Петербурга. Помимо Северной столицы в поставках газовых автобусов большого класса также заинтересованы Волгоград и Владимир, в котором даже планируют открыть их сборочное производство.
Еще один интересный проект – разработка шасси с двигателем стандарта Евро-6 для английского подразделения Ashok Leyland. Речь идет о 3-дверном 12-метровом автобусе с двигателем Cummins – его прототип будет готов не позднее лета.
А в России примерно в то же время закончатся работы над новой «Дельтой» –туристическим «Волжанином» большого класса, который в этом году разменял первый десяток. Будет ли это принципиально новый автобус или глубокая модернизация существующего, мы узнаем совсем скоро: премьера «Дельты-2» намечена на начало сентября.

ВРЕЗ 1

Константин Закурдаев, главный редактор журнала «Спецтехника и коммерческий транспорт».

– Новый «СитиРимт» ¬– лучшее подтверждение зрелости конструкторской школы «Волжанина»: машина красива, качественна, удобна и прекрасно управляется. Одно пожелание – сделать звуковое сопровождение включения «поворотников»: водитель, будучи занят своими хлопотными обязанностями, будет постоянно забывать о них напрочь!
Метановый «Ритмикс» – автобус неоднозначный. Переход на голубое топливо для него прошел безболезненно: китайских газовый мотор отменно тянет и тихо работает. Дело в другом: хотя «Волжанин» на сегодняшний день выпустил около шестисот «Ритмиксов», успев внести в них целый ряд значительных улучшений, увесистой ложкой дегтя выглядит ужасный привод коробки передач. Мало того, что для нее выбрана неудобная «зеркальная» схема, а случайное включение задней передачи, находящейся аккурат рядом с первой, не заблокировано хоть каким-то предохранителем, так еще и выбор передаточных ступеней – лотерея с совершенно непрогнозируемым результатом. Управление трансмиссией быстро вгоняет в пот! Архаично выглядит и полное отсутствие регулировок руля. Но в целом прогресс налицо: и по дизайну, и по компоновке салона автобус здорово отличается от первых образов в лучшую сторону.
Что касается «Ритмикс-AVIA», то наше трехдневное знакомство с ним получилось почти как в известном романсе: «мы странно встретились и странно расстаемся…». Если перейти на прозу, то машина обескураживает здоровенным кожухом моторного отсека, выпирающим в салон справа от водителя. Этот саркофаг выглядит явно не к месту, «съедая» пространство, на котором можно было бы поставить как минимум четыре дополнительных кресла. Но есть и другие огрехи, среди которых – на удивление жесткая пневмоподвеска и, как ни странно, сиденья, часть которых сломалась прямо на глазах: одни во время прохождения поворотов стали самопроизвольно смещаться в сторону прохода, у других отказывалась возвращаться в исходное положение откинутая спинка. Оправданием автобусу служит лишь статус пилотного образца, поэтому, прежде чем давать окончательную оценку, дождемся, пока он перейдет в разряд предсерийной продукции.

ВРЕЗ 2

Александр Трохачев, обозреватель журнала «Спецтехника и коммерческий транспорт»

– Стремление компании Volgabus находиться на гребне технического прогресса похвально, и оно не остается незамеченным. Но качество продукции очень неоднородно. Например, городская 12-метровая модель «СитиРитм» 2013 года и выглядит по-европейски, и собрана на совесть. Конечно, в ней много импортных комплектующих, но это только усиливает достоинства пассажирской машины. В салоне с полностью низким полом нет торчащих головок саморезов и заусениц, отсутствуют гремящие на неровностях дороги панели и в целом отделка интерьера выполнена на уровне европейских аналогов. Неспроста такие лайнеры в 2014 году будут обслуживать Зимние Олимпийские игры в Сочи.
Несколько иная картина по новому сегменту, в котором «Волгабас» представлен мидибусами «Ритмикс». По дизайну экстерьера к технике претензий нет: выглядит достойно. Но задумка использовать шасси Ashok Leyland, пожалуй, не лучшее решение. К газовому двигателю Yuchai Евро-4 особых претензий нет: тянет как положено. А вот сама по себе неплохая 6-ступенчатая механическая коробка ZF со странным алгоритмом переключения на этом автобусе живет своей жизнью, не позволяя сидящему за рулем расслабиться ни на минуту. В итоге впечатление от машины оказалось смазано.
Не добавляет авторитета заводу и новый «Ритмикс» на шасси AVIA. Цена на него получилась заоблачная – от 3 до 3,5 млн. руб., а на выходе продукт сырой. Скажем, не решена проблема с надежностью: шалят и органы управления, и агрегаты силовой линии, не говоря уже про электроприводы люков в крыше и амортизаторы крышек багажных отсеков. А странный выдающийся в салон подиум, которым закрыт моторный отсек, вообще вызывает недоумение. Опытным образцам такие «вольности» простительны, но серийной продукции, извините, нет.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее