Архив публикаций

Trakker и Astra. Итальянские родственники

Опубликовано: Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" (2013-09-15)

Раздел: Новые модели

В Рязани на заводе «Центртранстехмаш» развернут выпуск четырехосных самосвалов на шасси Iveco Trakker и Astra HD9. В чем разница между этими широко унифицированными моделями?
На рязанском «Центртранстехмаше», хорошо известном выпуском широчайшей номенклатуры изотермических кузовов-фургонов, около двух лет назад было начато изготовление самосвалов, включая модели с тремя и четырьмя осями: кузова задней разгрузки итальянской компании Cantoni устанавливают на шасси Iveco Trakker и Astra HD9. И те, и другие представляют собой специальные модели, предназначенные для эксплуатации в условиях стройплощадок, при отсутствии качественных дорог, часто – еще и в суровых климатических условиях. При этом обе марки, по сути, родственные, поскольку существуют в рамках единого машиностроительного концерна. Носящие их автомобили комплектуются схожими узлами и агрегатами: дизелями, мостами и кабинами производства Iveco, а также 16-ступенчатыми коробками передач ZF. И все же они не являются результатами столь распространенного сегодня в мировом автопроме бэйдж-инжиниринга. В этом нам довелось убедиться на собственном опыте, непосредственно познакомившись с Iveco Trakker и Astra HD9 с колесной формулой 8х4, укомплектованными 20-кубовыми самосвальными надстройками Cantoni рязанского производства.
Различия между четырехосными шасси Iveco Trakker и Astra HD9 кроются не только в чуть ином оформлении фронтальной облицовки одинаковых по конструкции кабин и в передаточном отношении главных передач ведущих мостов. Начнем с того, что у самосвалов, выполненных на базе указанных автомобилей, согласно Одобрения типа транспортного средства различная технически допустимая полная масса, которая при примерно схожей разрешенной массе у Trakker составляет 41 000 кг, а у Astra – 48 000 кг. Это не описательная казуистика, связанная со сферой применения: автомобили различаются несколькими нюансами, относящимися в первую очередь к ходовой части. При одинаковой высоте (320 мм) и толщине лонжеронов рамы (10 мм), у Astra HD9 в районе задней тележки сделана внушительная по размеру вставка типа «лонжерон в лонжероне» толщиной 8 мм. Существенно различаются автомобили и подвеской. В обоих случаях она полностью рессорная, но у если у Iveco Trakker спереди три листа, то у Astra HD9 – четыре. Сзади различия еще более существенны: у первого из названных шасси стоит классическая многолистовая балансирная подвеска, тогда как у второго – более прогрессивная малолистовая, где пакет из 13 полуэллиптических рессор заменен четырьмя более массивными и энергоемкими параболическими рессорами переменной толщины. И еще одно небольшое различие: у Astra HD9 расстояние между третьим и четвертым мостами составляет 1450 мм, то есть на 70 мм больше, чем у Iveco Trakker – это позволяет пусть немного, но увеличить нагрузку на заднюю тележку.
Есть и другие отличия между «родственниками» двух итальянских марок: у конкретных сравниваемых нами автомобилей были установлены разные шины, причем у Iveco Trakker – типичные строительные Continental, на боковинах которых изображен значок в виде человечка с лопатой, а у Astra HD9 – Bridgestone с не менее «зубастым», но, все же, несколько иным по рисунку протектором. Отличались автомобили и по типу отопителей – у Iveco Trakker он был жидкостным, то есть мог использоваться не только для прогрева кабины, но и в качестве предпускового подогревателя, а у Astra HD9 стоял «фен» Webasto, который применяется исключительно для создания комфортной температуры в салоне. Впрочем, выбор шин, как и выбор системы отопления кабины, в обоих случаях отдан на откуп заказчику.
Из сделанного сравнения вывод напрашивается сам собой: если четырехосный Iveco Trakker спроектировали для использования на самых разных строительных объектах с выездом на дороги общего пользования, то Astra HD9 благодаря усиленной конструкции ходовой части и более высокой допустимой полной массе можно задействовать при разработке карьеров, на отсыпке автотрасс или на любых других связанных с перевозкой сыпучих грузов работах, когда удается ограничиться эксплуатацией самосвалов на технологических дорогах.

ВРЕЗ 1

Trakker 8х4 из Миасса

В самом начале следующего года ООО «ИВЕКО-АМТ» собирается приступить к производству Iveco Trakker с колесной формулой 8х4. Это распложенное в Миассе российско-итальянское совместное предприятие уже выпускает автомобили данного семейства в двух- и трехосном исполнениях, а также в четырехосном, но в варианте с задней тележкой-тридемом, когда к стандартному шасси с колесной формулой 6х4 или 6х6 по сути «подкатывают» дополнительную неведущую ось, что повышает его грузоподъемность. Одновременно СП ведет работы по комплектации перспективных четырехосников автоматическими коробками передач Allison – первый опытный образец такого автомобиля сейчас проходит эксплуатационные испытания в Красноярском крае.
В базовой комплектации изготавливаемый в России Iveco Trakker с колесной формулой 8х4 предполагается комплектовать 410-сильным дизелем Cursor 13, 16-ступенчатой механической КПП производства ZF и кабиной с усовершенствованными интерьером и экстерьером. Кстати, такие же модернизированные кабины с декабря текущего года начнут ставить на абсолютно все модификации Iveco Trakker российского происхождения: как и кабины нынешнего образца, совместное предприятие будет изготавливать их самостоятельно из получаемых с головного завода машинокомплектов, осуществляя сварку, грунтовку, окраску и сборку интерьера.
Для выпускаемых на собственных производственных мощностях автомобилей ООО «ИВЕКО-АМТ» самостоятельно изготавливает и самосвальные платформы. Iveco Trakker с колесной формулой 8х4 не станет исключением – он получит 20-кубовый кузов задней разгрузки, в котором при заявленной полной массе в 44 т сможет перевозить до 30 т груза. Помимо самосвальной версии ООО «ИВЕКО-АМТ» планирует поставлять перспективный четырехосник в вариантах седельного тягача, лесовоза, контейнеровоза, а также различных спецмашин, используемых компаниями, специализирующимися на добыче полезных ископаемых. Кроме того, во второй половине следующего года совместное предприятие освоит в производстве и полноприводную версию четырехосного Iveco Trakker.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее