Архив публикаций

COMTRANS-2013. Новинки для пассажиров

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-10-20)

Раздел: Обзоры

Хотя на московском Международном грузовом салоне COMTRANS традиционно преобладают автомобили, предназначенные для перевозки грузов, автобусы также составляют значительную часть его обширной экспозиции. Более того, именно COMTRANS как правило становится местом самых значимых общероссийских автобусных премьер. О них мы и расскажем в этом материале.
Россия, вперед!

В этот раз COMTRANS изобиловал автобусной техникой отечественного производства, которую во множестве привезли как ее крупнейшие российские производители, так и сравнительно небольшие компании, занимающиеся выпуском пассажирских модификаций на базе малотоннажных цельнометаллических фургонов ведущих зарубежных марок. Впрочем, обо всем по порядку.
Крупнейшую экспозицию на выставке представила компания «Русские автобусы – Группа ГАЗ». В ней можно было увидеть три модели большого класса: ЛИАЗ-5292.30, ГОЛАЗ-5291 «Вояж L» и ГОЛАЗ-5291 «Круиз». Первый представляет собой глубокую модернизацию серийно выпускаемой низкопольной городской модели, второй – удлиненный трехосный вариант уже запущенного в производство двухосного междугороднего «Вояжа», а третий – усовершенствованное исполнение флагманской туристической машины с измененным дизайном передней части кузова и расширенным списком базового оборудования, к числу которого теперь отнесены автоматизированная коробка передач Opticruise, двойное остекление салона, климат-контроль, бортовой компьютер и электрообогрев передней двери. Что интересно: все перечисленные автобусы оснащены дизелями Scania.
Помимо названных моделей на стенде компании была представлена уже упоминавшаяся в одном из ранее опубликованных материалов газобаллонная «Аврора», бок о бок с которой красовалась новая модификация предсерийного «Вектора», с прицелом на экспортные контракты оборудованная передней управляемой осью и задним ведущим мостом Dana. По той же причине этот автобус показали с дизелем Cummins, хотя уже во всю идет выпуск предназначенного для установки в его моторный осек современного отечественного дизеля ЯМЗ-534.
ОАО «КАМАЗ» привез в Москву сопоставимый с «Вектором» по габаритам автобус, тоже созданный с широким использованием зарубежной агрегатной базы. Речь идет о новой модификации уже освоенной в серийном производстве силами СП «КАМАЗ-Марко» модели Bravis, которая предназначена для пригородных перевозок: в ее салоне установлены 25 полумягких кресел, а общая пассажировместимость составляет 40 человек.
Кроме того, в экспозиции КАМАЗа можно было увидеть еще три автобуса, но уже большого класса, выпускаемые Нефтекамским автозаводом и относящиеся к семейству НЕФАЗ-5299. Это городская низкопольная модель с газовым двигателем, а также городская полунизкопольная модель, рассчитанная на 100 чел., и междугородняя модель с числом кресел от 42 до 46. Две последних, оборудованные дизелями Cummins и коробками передач ZF (соответственно, автоматической и механической), отличаются доработанным салоном, а главное – рестайлинговой внешностью.
Еще один наш автобусный производитель, компания Volgabus, помимо газового «Ритмикса» привезла на выставку большой городской низкопольник «СитиРитм» второго поколения. В числе его главных отличий от предшествующей модели – применение шасси собственного производства и использование в конструкции кузова вместо алюминия более технологичной стали и композитных материалов. Кстати, в Москве демонстрировалась машина из партии, изготовленной специально для работы в Сочи во время Олимпийских игр. Отсюда и несколько необычная компоновка салона сразу с двумя расположенными напротив центральной двери местами, оборудованными для размещения инвалидных колясок.
Нелишним будет обратить внимание и на автобусный вариант Gazelle NEXT – в экспозиции Горьковского автозавода оказались сразу две его модификации: общего назначения и школьная, причем для второй из них это стал дебютный показ. Что интересно: в обоих случаях речь идет вовсе не о переделке стандартного цельнометаллического фургона: для упомянутых машин от базового малотоннажника взято только шасси. А кузов оригинальный, каркасного типа, что позволило сделать его шире и смонтировать в салоне по четыре кресла в каждом ряду.
Очень интересный кузов собственной разработки, но установленный уже на зарубежное шасси от Iveco Daily, показала нижегородская компания «ИнТех». Этот автобус под названием Fox («Лиса») уже успел отметиться на нескольких выставках. Но, во-первых, на COMTRANS его показали уже не в опытном, а в серийном варианте, а во-вторых, вместе с уже знакомой туристической модификацией в Москву приехала модификация пригородного назначения, в салоне которой есть целый ряд заметных отличий, включая установку несколько упрощенных сидений.

Автобусы – иномарки

Целая когорта микроавтобусов экспонировались на объединенном стенде компании «Мерседес-Бенц РУС». Причем часть из них была изготовлена на базе модели Sprinter предыдущего поколения (его контрактная сборка стартовала на ГАЗе), а другая часть – на базе новейшего поколения Sprinter (рестайлинг передней части кузова, модернизированный силовой агрегат), общероссийская премьера которого как раз состоялась в рамках выставки. Что интересно: один из таких микроавтобусов подобно высококлассным автобусам большого класса был оборудован 7-диапазнной автоматической коробкой передач и задней подвеской с двумя степенями жесткости.
Еще одной новинкой на стенде «Мерседес-Бенц РУС» стала впервые демонстрируемая в нашей стране туристическая Setra S515 HD ComfortClass 500. По сравнению с предшествующей моделью (400-й серии) у нее на 95 мм выросла длина и на 10 мм – колесная база. Также увеличены высота салона и передний свес – последнее позволило сделать более удобной для входа и выхода расположенную перед управляемой осью дверь и повысить эргономику водительского места. Показанную на выставке модификацию, рассчитанную на комфортабельную перевозку 49 пассажиров, оснастили 428-сильным «мерседесовским» дизелем экологического стандарта Евро-6 в паре с автоматизированной 8-ступенчатой коробкой передач.
Шикарная Setra оказалась не единственным приехавшим на COMTRANS западно-европейским «туристом». С ней соперничали полутораэтажный 49-местный Neoplan Cityliner P14 с 400-сильным двигателем, аналогичный ему по пассажировместимости и близкий по габаритам Volvo 9500 с 380-сильным мотором, а также Iveco Magelys Pro – раньше автобусная продукция итальянской компании позиционировалась под маркой Irisbus, но теперь для ее продвижения создано подразделение Iveco Bus. Впрочем, несмотря на смену «вывески», привычный дельфинчик в виде эмблемы на облицовке передней части кузова Magelys Pro все же сохранился!
То, что все ведущие западные производители позиционируют свои автобусы как модели премиум-класса, не удивительно: в среднем ценовом сегменте им на пятки все настырнее наступают китайцы. Например, компания Golden Dragon привезла в Москву сразу две сравнительно доступные по цене междугородные модели. Первая – 9,5 метровая XML6957JR, вторая ¬– 12,2-метровая XML6127JR, рассчитанные на перевозку 35-39 и 47-53 пассажиров. Обе – с двигателями Cummins мощностью, соответственно, 245 и 340 л.с. и механическими коробками передач. С этими автобусами Golden Dragon собирается дать бой прежде всего продукции добившейся весомых успехов в нашей стране компании Higer, которая, впрочем, тоже не почивает на лаврах и недавно обновила основной костях импортируемых к нам моделей.
Если в большом классе автобусов успехи производителей из Поднебесной на российском рынке вполне очевидны, то в классе микроавтобусов китайцы пока остаются в числе аутсайдеров. Попытку изменить положение предприняла компания Dongfeng, продемонстрировав на выставке, правда, пока в порядке изучения спроса, модель U-vane полной массой 4,2 т. Исходя из габаритов, компоновки салона и пассажировместимости она – прямой конкурент пассажирской Gazelle NEXT, о которой мы уже говорили ранее. У U-vane вполне симпатичная, практически европейская внешность и весьма неплохой интерьер, но хотелось бы, чтобы у разместившихся в салоне пассажиров расстояние для ног было побольше: даже у человека среднего роста колени упираются в пинку впереди стоящего кресла!
На COMTRANS состоялись премьеры не только конкретных моделей автобусов, но и выпускающих их компаний. Одна из них – турецкая Anadolu Isuzu, как это понятно из ее названия, устанавливающая собственные пассажирские кузова на японские шасси. В России турки громко заявили о себе, представив в своей экспозиции сразу три автобуса.
Первый – 7-метрвый «турист» Novo Ultra, вмещающий от 27 до 29 чел. Его двигатель развивает 190 л.с. Коробка передач – механическая 6-ступенчатая.
Второй – предназначенный для городских перевозок Novo Citi, оснащенный 155-сильным дизелем и рассчитанный на перевозку 55 пассажиров. Переднемоторное шасси не очень подходит для этой городской машины: кожух двигателя здорово нарушил компоновку передней части салона, заставив разработчиков прибегнуть к нестандартным, не всегда выигрышным решениям.
Третий турецкий автобус также предназначен для города. Речь идет о 9,5-метровом Citibus с 204-сильным дизелем, при числе сидений от 17 до 25 рассчитанным на перевозку от 74 до 79 пассажиров. Его конструкция более соответствует предназначению: компоновка заднемоторная, передняя часть салона – с низким уровнем пола, боковых дверей три, коробка передач опционно может быть автоматической. Заметное внешнее отличие машины: угловое маршрутное табло, по которому бегущая строка плавно перетекает с фронтальной на боковую часть кузова.
Возросшая выставочная активность как отечественных, так и зарубежных поставщиков автобусной техники открывают перед российскими покупателями более широкий выбор, а значит, более широкие возможности приобретения именно тех моделей и модификаций, которые наилучшим образом подходят к условиям предстоящей работы.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее