Архив публикаций

КС-69731. Автокран в песочном цвете

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-09-12)

Раздел: Новые модели

В развернутой на СТТ-2013 экспозиции автокранов «Ивановец» эта модель выделялась особо. Еще бы: крановую установку высокой грузоподъемности с допустимой нагрузкой на крюке до 60 т разработчики установили на впечатляющем шасси двойного назначения: мощном, высокопроходимом и выносливом. Кроме того, данный автокран, получивший отраслевой индекс КС-69731, был окрашен в песочный цвет. Почему? Ответ на этот вопрос так и остался секретом. Тем не менее, об особенностях конструкции автокрана кое-что узнать все же удалось.
Автокран повышенных возможностей

Еще совсем недавно пределом возможностей серийного отечественного краностроения считались автокраны грузоподъемностью 35-40 т, а все модели, которые были рассчитаны на более высокую массу перемещаемого груза, относились к уникальным штучным образцам. Но времена меняются, профессионализм российских краностроителей с годами растет, нарабатывается бесценный опыт, а ассортимент зарубежных сталей, гидравлики и прочих применяемых в подъемных механизмах составляющих расширяется и становится более доступным. И это приносит свои результаты: сначала ведущие отечественные производители автокранов поставили на конвейер целый спектр современных 50-тонных автокранов, а теперь в серию пошли модели, способные взять на крюк груз в 60 т. Об одном из таких кранов здесь и пойдет речь.
Премьера КС-69731, маркированного известным брендом «Ивановец», состоялась этим летом на выставке СТТ-2013. Внешне весьма эффектный четырехосный кран был представлен в непривычной песочной окраске – ее обычно применяют для военной техники в государствах Ближнего Востока. Почему для машины выбрали такой цвет? Этот вопрос со стороны представителей завода остался без ответа. На вскидку вариантов видится два: или автокран после завершения выставки уплыл в одну из ближневосточных стран для дальнейшего прохождения воинской службы, или на складах Брянского автозавода осталось шасси, на котором арабским шейхам демонстрировали какие-то вооружения, после чего оно осталось не у дел. И чтобы добро не пропадало, на автомобиль решили водрузить крановую установку, окрашенную тем же колером. Впрочем, так или иначе, вне зависимости от цвета окраски, КС-69731 однозначно принадлежит к самым мощным и эффективным образцам среди представленной на российском рынке мобильной подъемной техники.
Длина автокрана 13,1 м, полная масса – 42 т. При этом его максимальная грузоподъемность (при вылете стрелы 11,4 м) составляет 60 т, а максимальный грузовой момент достигает 196 тм. Пятисекционная стрела, телескопируемая до 40 м, имеет так называемый овоидный профиль, облегчающий конструкцию и повышающий прочностные характеристики. Для наращивания высоты подъема может использовать гусек длиной 9 или 15 м. Нужно отметить, что трапециевидная форма опорного контура автокрана и применение передних поворотных опор обеспечивают рабочую зону в 360о без потери грузовысотных характеристик при любых вылетах стрелы.
Еще одна особенность КС-69731 – высокая проходимость, гарантированная применением специального внедорожного шасси. Но это шасси заслуживает отдельного повествования.

Подобен танку

Один из представителей изготовившего шасси Брянского автозавода, с которым удалось побеседовать во время знакомства с техническими особенностями автокрана во время проведения СТТ-2013, по вездеходным качествам сравнил его с танком. Не удивительно: четырехосный БАЗ-690902, использованный под установку крановой надстройки – по сути военный внедорожник. А как известно, в вопросах преодоления бездорожья с подобных автомобилей спрос особый. Конструкция брянского шасси максимально приспособлена для движения в любых условиях: в ней предусмотрен полный привод всех колес, независимая торсионная подвеска с большим вертикальным ходом перемещения и механизмы блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. На повышение проходимости также работают высокий дорожный просвет, удачная развесовка между передней и задней парами осей и широкопрофильные шины с регулируемым давлением.
«Отечественная агрегатная база автомобиля и возможность использования его на бездорожье позволяют смело эксплуатировать КС-69731 в северных и других труднодоступных районах страны на удалении от баз снабжения» – сказал генеральный директор НИИ Краностроения Андрей Котенко.
Действительно: силовой агрегат в составе 400-сильного турбодизеля ЯМЗ-7511 и 9-ступенчатой ярославской КПП неприхотлив, хорошо известен во многих транспортных компаниях и вполне может быть отремонтирован в полевых условиях. Что же, в отрыве от цивилизации проходимость и ремонтопригодность – серьезные плюсы, которые должны помочь 60-тонному «Ивановцу» в противостоянии со все активнее выходящими на российский рынок близкими по грузовысотным характеристикам китайскими автокранами. Впрочем, нельзя не отметить у машины и минусы. С одной стороны, известный проверенный дизель и простая по конструкции коробка передач – это хорошо, но с другой многие заказчики сегодня стремятся экономить каждый литр солярки, а потому считают важным оснащение техники самыми современным, то есть экономичным, надежным и долговечным силовым агрегатом. Да и управлять такой махиной, как КС-69731, на пересеченной местности непросто, поэтому зарубежные аналоги обычно оборудуют «автоматом», позволяющим водителю не отвлекаться на переключение передаточных ступеней и полностью сосредоточиться на дорожной обстановке. Кроме того, у заграничных шасси такого класса управляемыми сделаны как передние, так и задние колеса, что заметно повышает маневренность и проходимость. Не очень здорово смотрится кондовая армейская кабина БАЗа: кабины европейских, да и китайских специальных крановых шасси сегодня куда более элегантны, удобны и комфортабельны. И еще один нюанс. Под крановые установки грузоподъемностью 50 т в Брянске делают четырехосные шасси с гораздо более подходящей для подобной техники опорно-ходовой рамой. Поэтому использование для нового автокрана близкого по техническим параметрам шасси, но с обычной для дорожных грузовиков лонжеронной рамой, выглядит шагом назад.
Одним словом, у 60-тонного «Ивановца» есть целый ряд важных конкурентных преимуществ, которые должны обеспечить ему рыночный успех. Но в качестве шасси для него видится более современное транспортное средство.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее