Архив публикаций

Сочлененные VOLVO. Там, где другим делать нечего

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-09-10)

Раздел: Работа машиностроительных компаний

Шарнирно-сочленненные самосвалы появились на свет, став ответом на необходимость добраться в такие места и перевести груз в таких условиях, которые не по плечу обычным, даже полноприводным или карьерным самосвалам. Не удивительно, что для решения столь непростой задачи за основу для подобных транспортных средств пришлось взять так называемую «ломающуюся» раму, две части которой связаны между собой прочным шарнирным соединением.
На колесах как на гусеницах

Шарнирно-сочлененная конструкция в первую очередь хороша тем, что позволяет сохранять сцепление с дорожной поверхностью всеми колесами даже на сильно пересеченной местности, одновременно выполняя функцию по изменению направления движения. Если в дополнение к «ломающейся» раме у такого автомобиля полноприводная трансмиссия, высокий дорожный просвет, полный набор блокировок межколесных и межосевых дифференциалов, шины обладают большой площадью пятна контакта, а полная масса равномерно распределена между передними и задними колесами, то по проходимости он вполне способен на равных тягаться с гусеничными машинами, при этом значительно превосходя их по скорости, экономичности и рентабельности перевозок.
Таким образом, сфера применения шарнирно-сочлененных самосвалов – это главным образом строительство, когда к возводимым объектам невозможно или невыгодно прокладывать обустроенные подъездные пути, а также эксплуатация в различных добывающих отраслях, то есть во всевозможных карьерах с опять же не обустроенными подъездами. В обоих случаях, как показывает практика, в сухую и теплую погоду вполне можно обойтись обычной самосвальной техникой, но в распутицу или зимой такая техника попросту встанет. А значит, встанет и работа, что по нынешним меркам – недопустимая роскошь! Поэтому, чтобы не терять драгоценного времени, строительные и добывающие компании вводят в свои парки шарнирно-сочлененные самосвалы, обеспечивающие вывоз сыпучих грузов в практически любых погодных и климатических условиях. Одни из самых современных и передовых по конструкции среди подобной техники – шарнирно-сочлененные самосвалы Volvo нового поколения, производство которых началось в 2011 году.

Семейство на шарнирах

Обычно перед разными компаниями, работающими с перемещением сыпучих грузов вдали от обустроенных трасс, стоят разные задачи, а значит, и техника для их выполнения нужна разная. Поэтому семейство шарнирно-сочлененных самосвалов Volvo состоит из нескольких базовых моделей, близких по принципам конструкции, но отличающихся эксплуатационными характеристиками.
Представленную в России линейку открывает модель A25F – шарнирно-сочлененный самосвал полной массой около 46 т, рассчитанный на перевозку до 15 «кубов» груза массой до 24 т. Машина оборудована дизелем Volvo D11F мощностью 315 л.с. На ступеньку выше стоит модель A30F с аналогичным, но форсированным до 356 л.с. двигателем – она способна перевозить на 4 т груза больше. Более крупный и грузоподъемный Volvo A35F оснащен дизелем D13F большего литража – он развивает 441 л.с. В кузов данной модели допускается загрузить до 20,5 «кубов» груза массой до 33,5 т. На самой же вершине семейства расположился Volvo A40F. Получив под капот 469-сильный дизель D16F он берет на борт до 39 т груза, а вместимость его кузова с «шапкой» достигает 24 куб.м.
Несмотря на различия в весовых характеристиках, все четыре базовых модели весьма похожи. Перед механизмом сочленения располагается силовой агрегат и кабина, а за ним – опрокидываемая назад бортовая платформа с аксиально-поршневыми насосами переменного рабочего объема, приводящими в действие одноступенчатые подъемные цилиндры двойного действия. Двигатель значительно вынесен вперед – так легче поддерживать курсовую устойчивость когда скорость увеличивается до 45-50 км/ч. В трансмиссии применена автоматическая гидромеханическая коробка передач Volvo PowerTronic с функцией блокировки.
Но есть между моделями и значительные отличия. Например, у A25F и A30F установлена передняя газогидравлическая подвеска: мягкая и обладающая прогрессивной характеристикой. Зато в гидравлической тормозной системе A35F и A40F вместо применяемых на машинах более легких серий «сухих» дисков используются «мокрые» с повышающим эффективность масляным охлаждением. Кроме того, для этих двух моделей применили рассчитанный на увеличенный крутящий момент «автомат», у которого количество диапазонов для движения вперед увеличено с 6 до 9, а для движения назад – с 2 до 3. Сюда же можно добавить, что вся четверка шарнирно-сочлененных самосвалов Volvo комплектуется фирменной системой замедления Volvo Engine Brake (VEB), позволяющей сохранять ресурс колесных тормозов во время продолжительных спусков, но у A25F и A30F она для пущей надежности дополнена еще одним, встроенным в трансмиссию гидравлическим замедлителем.

Инновационный ряд

Шарнирно-сочлененные самосвалы Volvo нового поколения получили целый ряд инновационных решений.
Начнем с рулевого управления. В нем разработчики применили систему гидравлической амортизации, которая предотвращает передачу ударов и толчков на рулевое колесо, одновременно повышая точность управления и курсовую устойчивость на высокой скорости – водитель избавлен от необходимости постоянно подруливать.
Еще одна интересная особенность новых Volvo – использование полностью необслуживаемой 3-точечной конструкции подвески балки задней тележки. Такая конструкция не только повышает сцепление каждого из колес тележки с грунтом, а значит, улучшает проходимость, тягу и снижет нагрузку на раму, но еще и позволяет удерживать кузов параллельно земле предотвращая просыпание материала даже при движении по крупным кочкам и выбоинам. Здесь нужно добавить, что на заказ компания выпускает модификации двух наиболее тяжелых моделей с позволяющей поддерживать более высокую скорость на бездорожье уникальной гидравлической самовыравнивающейся подвеской – их обозначения заканчиваются буквенным сочетанием FS.
С целью увеличения производительности шарнирно-сочлененных Volvo применена система автоматического опускания кузова после разгрузки. Интересно, что оператор сам задает угол его опрокидывания. Машины также снабжены автоматической системой перераспределения тягового усилия. Она не только прямо на ходу приводит в действие механизмы блокировки тех или иных элементов трансмиссии, но и при выезде на твердую ровную поверхность может на время отключить от двигателя третий мост!
Все шарнирно-сочлененные Volvo получили современные рядные 6-цилиндровые дизели собственной разработки компании, которые удовлетворяют требованиям как американского, так и европейского экологических стандартов, соответственно, Tier 4i и Stage IIIB. Уменьшение потребления топлива достигнуто в том числе за счет установки охлаждающих вентиляторов с переменной скоростью вращения, которые включаются только по мере необходимости. С учетом применения более совершенной гидромеханической коробки передач общая экономичность силового агрегата по сравнению с таковым на машинах предыдущего поколения выросла примерно на 4%.
Наконец, значительному улучшению подверглась установленная на резиновых подушках кабина – разработчики повысили ее звукоизоляцию и, за счет увеличения площади остекления, обзорность. Салон снабжен системой климат-контроля. Сиденье и рулевая колонка сделаны полностью регулируемыми. Все это снижает утомляемость водителя, что напрямую отражается на повышении производительности его труда.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее