Архив публикаций

«Автодизель». Газификация как инновация

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-08-25)

Раздел: Работа машиностроительных компаний

Непрекращающееся удорожание дизельного топлива, которое в некоторых регионах страны по стоимости обогнало даже 95-й бензин, заставило многих российских перевозчиков обратить свой взор на автотехнику, работающую на сжатом природном газе. Их не останавливает даже то, что количество станций, где можно заправиться метаном, по-прежнему сильно отстает от реальных потребностей. Оценив перспективы голубого топлива, ярославский завод дал старт программе по созданию газовых модификаций своих самых современных дизелей семейства ЯМЗ-530.
Побудительный мотив

Тема создания газовых модификаций двигателей семейства ЯМЗ-530 не нова, но реальный импульс работам в данном направлении был дан лишь после того, как премьер-министр Дмитрий Медведев в мае этого года сообщил о подписании постановления правительства, предусматривающего расширение применения в стране альтернативных топлив. Из конкретики упомянутый документ содержит предписание газифицировать к 2020 году как минимум половину общественного транспорта, работающего в российских мегаполисах с численностью населения более миллиона человек, и от 10 до 30% общественного транспорта в городах, пока не дотягивающих до столь успешных демографических показателей. Аналогичная газификация в аналогичные сроки должна быть проведена и применительно к автомобильной технике, задействованной в дорожно-коммунальных службах. Одним словом, над российским транспортом в очередной раз нависла угроза планового перевода на газ, а раз так, то ведущие автопроизводители страны не остались в стороне, нацелившись на получение крупных заказов на газобаллонные автомобили и автобусы.
Интерес ярославского «Автодизеля» к газовой тематике не случаен. Ведь подавляющее большинство автобусов в России выпускают предприятия, также, как и он сам, входящие в «Группу ГАЗ». Это Голицынский, Курганский, Ликинский и Павловский автобусные заводы. Более того, существенную долю автомобилей, используемых в качестве шасси для монтажа кузовов и надстроек, впоследствии применяемых в коммунальных и дорожно-уборочных службах, изготавливают также относящиеся к «Группе ГАЗ» Горьковский и Уральский автозаводы. К ним следует добавить и Минский автозавод – это ведущий потребитель ярославских двигателей семейства ЯМЗ-530, серийное производство которых после длительных проволочек все же стартовало под занавес минувшего года. Ведь белорусские автомобили нередко применяют в качестве базы для различной коммунальной и дорожно-уборочной спецтехники, а значит, и их тоже придется снабдить двигателями, работающими на метане. Таким образом, все вышеперечисленные предприятия смогут принять живейшее участие в намечающейся газификации российского городского автохозяйства. Но при одном условии – если в Ярославле их сумеют своевременно обеспечить необходимыми для этого надежными, современными и высокоэффективными газовыми двигателями.

Ставка на лидера

Не удивительно, что в условиях, когда входящим в «Группу ГАЗ» автопроизводителям газовые двигатели нужны, образно говоря, еще вчера, в Ярославле решили не изобретать велосипед и пригласить к сотрудничеству того, кто уже давно и успешно занимается их разработкой и производством. Таким образом, партнером в этом новом для ярославских моторостроителей деле стала международная компания Westport.
Торжественное подписание соглашения о создании линейки газовых двигателей для автомобильной, а также дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, состоялось 30 мая. С российской стороны его подписал генеральный директор ОАО «Автодизель» Виктор Кадылкин, а со стороны компании Westport – вице-президент Маурицио Грандо. Без сомнения, соглашение выгодно для «Группы ГАЗ», которая благодаря его реализации дозагрузит свое как моторное, так и автомобильное производство. Роль компании Westport в данном проекте определяется разработкой газового оборудования для двигателей ЯМЗ-530, а также помощью в испытаниях и организации производства. Кроме того, сотрудничество сторон предполагает и содействие компании Westport в продвижении российских газовых двигателей на зарубежных рынках – перспективы экспорта никто не собирается сбрасывать со счетов!
Специалисты «Группы ГАЗ» выражают уверенность, что перевод двигателей нового семейства с дизельного на газовое топливо не займет много времени: серийный выпуск работающих на метане моторов семейства ЯМЗ-530 намечен на 2014 год. Другой вопрос, окажется ли спрос на них достаточным для того, чтобы проект, в который вложено 600 млн. руб., смог окупиться. В «Группе ГАЗ» подсчитали, что газовые двигатели смогут составить от 5 до 15% от общей программы выпуска ЯМЗ-530. Чтобы стимулировать спрос было решено постараться избежать значительного повышения стоимости двигателей, работающих на метане – по сравнению с дизельными аналогами они прибавят в цене всего 5-7%. Кроме того, содействие проекту окажет и «Газпром» как поставщик газового топлива, который обещал в ближайшее время существенно расширить сеть газонаполнительных станций, сделав особый акцент на регионы, где особенно широко используются автомобили с ГБО.

ВРЕЗ

Газификация «Урала»

На 12-й Московской Международной выставке «Нефть и газ», состоявшейся в конце июня, заказчикам впервые показали газобаллонную модификацию трехосного «Урал-4320» с работающим на метане рядным 6-циллиндровым двигателем Deutz мощностью 240 л.с., который соответствует экологическому стандарту Евро-4. Восемь газовых баллонов расположены на раме автомобиля, их общий объем составляет 170 «кубов», что при среднем расходе 30 «кубов» на 100 км пути обеспечивает автомобилю запас хода не менее 500 км.
Стоит отметить, что уже сегодня линейка газифицированной техники «Группы ГАЗ» включает серийно производимые с 2005 года автобусы ЛиАЗ, к которым в этом году присоединятся автобусы среднего класса ПАЗ-320412 и КАвЗ-4238.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее