Архив публикаций

МАЗ-6501В5. Внешность и содержание

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-08-24)

Раздел: Новые модели

Этот самосвал здорово отличается от других самосвалов, до самого последнего времени выпускавшихся Минским автозаводом на трехосных шасси. Работая над его созданием, конструкторы постарались улучшить машину сразу по нескольким направлениям, проведя давно назревшую модернизацию в комплексе. Как результат, предложенный заказчикам МАЗ-6501В5 изменился как внешне, так и по содержанию.
Появившиеся в середине 1990-х самосвалы семейства МАЗ-5516 с колесной формулой 6х4 оказались хорошим подспорьем Минскому автозаводу в нелегкие времена разразившихся экономических катаклизмов. Современная для своего времени кабина, проверенный ярославский силовой агрегат, а главное – высокая грузоподъемность (16,5-20 т) и внушительный объем разгружаемого назад кузова (10,5 куб.м) поставили их вне конкуренции на всем постсоветском пространстве. С тех пор предназначенные для перевозки сыпучих грузов трехосные МАЗы обросли множеством модификаций, став важной частью производственной программы предприятия, на равных с седельными тягачами из года в год обеспечивая его загрузку заказами. Поэтому следом за модернизацией гаммы магистральных моделей завод, не откладывая дело в долгий ящик, провел и модернизацию гаммы тяжелой самосвальной техники.
С самого первого дня производства минские трехосные самосвалы оснащали ярославскими V-образными 8-цилиндовыми дизелями семейства ЯМЗ-238, включая несколько их более современных модификаций. В частности, в последние годы ставка делалась на 330-сильный ЯМЗ-6582.10, доведенный до соответствия требованиям Евро-3. Затем, когда несколько лет назад стало понятно, что части традиционных потребителей нужен тяжелый самосвал с более высокими характеристиками, завод вывел на рынок его версию с дизелем Cummins ISLe мощностью 360 л.с. – двигатели этого семейства специалисты завода адаптировали едва ли не на все выпускаемые в Минске наиболее популярные модели. Но на этом прогресс не остановился: с переходом России в текущем году на экологический стандарт Евро-4 минчанам пришлось искать замену все еще остававшейся востребованной V-образной «восьмерке», которую в Ярославле поначалу не планировали доводить до новых экологических требований. Вместо нее МАЗу был предложен дизель нового поколения, для которого построили современный, хорошо оснащенный завод. Самосвал с этим двигателем получил наименование МАЗ-6501В5.
Речь идет о рядном 6-цилиндовом ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с., серийное производство которого стартовало в январе этого года. По основным характеристикам, в частности, по массе, экономичности и ресурсу, он значительно превосходит своего 8-цидиндрового предшественника. А главное, ЯМЗ-536 соответствует вступившему в силу в нашей стране экологическому стандарту Евро-4 без применения реагента AdBlue. Кстати, это его сильная сторона и в сравнении с Cummins ISLe.
Конечно, позволившая обойтись без пресловутой «мочевины» система EGR, а также внедрение катализатора вкупе с необходимостью инвестировать в построенное с ноля моторное производство сделали новый дизель дороже предшественника, но на МАЗе уверяют, что это не сильно отразилось на конечной стоимости серийных автомобилей – чтобы не отпугнуть покупателей, завод пошел на снижение собственной маржи. Впрочем, подобным образом приходится действовать большинству автопроизводителей при внедрении новой техники.
Помимо современного ярославского дизеля у МАЗ-6501В5 есть еще два заметных новшества: обновленная кабина и более совершенная самосвальная платформа.
С января Минский автозавод экспортирует в Россию автомобили исключительно с рестайлинговой кабиной, для которой характерен современный наружный дизайн. Исключение – грузовики повышенной проходимости – на них продолжают ставить кабину от МАЗ-6422 ввиду сохранения в моторном отсеке ярославской V-образной «восьмерки».
Новая кабина более эргономична, а ее современная внешность позволяет МАЗам выглядеть на дорогах не хуже грузовиков иностранных марок. Правда, у такой кабины пока обновлен только наружный дизайн, а внутри изменения ее почти не затронули – пересмотр интерьера станет вторым шагом модернизации. Кстати, помимо короткого «дневного» варианта кабины покупатель может заказать самосвал и с ее удлиненным вариантом, в котором оборудовано полноценное спальное место.
Второе новшество – измененная по конструкции самосвальная платформа задней разгрузки, профиль которой сделан овальным. Дело в том, что у двигателей, доведенных до требований стандарта Евро-4, снижается температура отработавших газов. А ведь именно их используют для подогрева днища кузова, чтобы в холодное время года к нему не примерзал перевозимый груз. Поэтому, чтобы его сходимость оставалась на прежнем уровне, для компенсации потерь в температуре подогрева скругляют боковины платформы в местах сопряжения бортов и днища. В Минске вполне справедливо решили пойти тем же путем.
В качестве базового оборудования новый самосвал комплектуют антиблокировочной и противобуксовочной системами, а также предпусковым подогревателем двигателя. К число опций отнесены кондиционер, фильтр-циклон для очистки воздуха, магнитола и независимый отопитель кабины.
Подводя итог, можно сказать, что доведя конструкцию своего трехосного самосвала до современных требований, разработчики, по сути, создали модель нового образца. Причем сделано это без злоупотребления применением зарубежными комплектующих – МАЗ-6501В5 по прежнему можно с полным основанием отнести к отечественным моделям.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм    7550х2550х3150
Колесная база, мм    3200/1400
Геометрический объем кузова, м3    12,5 или 15,4
Грузоподъемность, кг    21 000
Полная масса, кг    33 500
Дизель    рядный 6-цилиндровый
Рабочий объем, л    6,65
Максимальная мощность, л.с./мин-1    312/2300
Макс. крутящий момент, НМ/мин-1    1226/1300-1600
Тип и число ступеней КПП    механическая, 9
Емкость топливного бака, л    300
Максимальная скорость, км/ч    85
Размер шин    12.00R20 или 315/80R22,5

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее