Архив публикаций

Iveco Trakker. Бери больше, вези дальше

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-08-15)

Раздел: Новые модели

В последние годы на стройках нашей страны все шире применяются четырехосные самосвалы: по сравнению с трехосными они позволяют добиться роста эффективности перевозок без превышения допустимых нагрузок при движении по дорогам общего пользования. Один из наиболее известных и востребованных европейских четырехосников на российском рынке – Iveco Trakker, самосвальные кузова для которого начали изготавливать на отечественных предприятиях.
С российским участием

На российском рынке Iveco Trakker – грузовик не новый: в трехосном исполнении эту модель давно и успешно выпускают в Миассе на совместном предприятии «ИВЕКО-АМТ». Там же делают и его двухосные модификации под специальные, в первую очередь пожарные надстройки. А вот четырехосники пока импортируют к нам из Европы: судя по закрепленной на кабине идентификационной табличке их изготавливают на испанском предприятии Iveco Pegaso. Причем если раньше в Россию завозились преимущественно полнокомплектные автомобили с уже смонтированными на них кузовами, то теперь все чаще импортируются «голые» шасси, кузова для которых выпускают российские партнеры компании.
Один из таких партнеров – расположенный в Рязани крупнейший производитель кузовов-фургонов «Центртранстехмаш», также известный под аббревиатурой ЦТТМ. Согласно заключенному в 2011 году договору, он получает от известного итальянского производителя самосвальных надстроек, компании Cantoni S.p.A., сборочные комплекты, которые у нас сваривают, дробеструят, грунтуют и окрашивают. После этого готовые платформы дооснащают подъемными механизмами и устанавливают на шасси – пока это главным образом «ивековские» трехосные и четырехосные Trakker и Astra. В частности, Iveco Trakker 8х4 получает разгружаемый назад кузов прямоугольного сечения, оборудованный системой подогрева выхлопными газами. Его геометрическая вместимость составляет 20 «кубов». Гидроцилиндр для подъема такого кузова крепится на внешней стороне переднего борта, а слева на том же борту располагается запасное колесо с механизмом для его подъема и опускания. По словам одного из руководителей компании Cantoni S.p.A., в перспективе на «Центртранстехмаше» максимально локализуют выпуск кузовов для тяжелых самосвалов вплоть до применения российской листовой стали – это позволит более оперативно реагировать на потребности заказчиков и избежать необходимости заниматься «растаможкой» сборочных комплектов.
В Миассе уже упоминавшееся совместное предприятие «ИВЕКО-АМТ» силами собственного кузовного производства тоже начало изготавливать самосвальные платформы для четырехосных Iveco Trakker. По конструкции они похожи на рязанские: та же коробчатая форма, тот же полезный объем, схожее расположение механизма опускания и подъема запасного колеса. Единственное, в Миассе грузоподъемность и полную массу своего самосвала определяют, соответственно, в 30 и 44 т – первое из этих значений на две, а второе – на три тонны больше, чем соответствующие значения, указанные в российском Одобрении типа транспортного средства, полученном для аналогичного самосвала, но изготавливаемого на «Центртранстехмаше». Кстати, данные именно из этого официального документа мы брали за основу при составлении приведенных здесь технических характеристик четырехосного самосвала Iveco Trakker.

Прочный и мощный

Iveco Trakker с колесной формулой 8х4 – классическое европейское шасси с приводом на два задних моста и двумя передними управляемыми осями. Впрочем, если заказчик того пожелает, ему будет поставлена модификация с колесной формулой 8х8.
Подвеска может быть в трех вариантах. Первый – классические полуэллиптические рессоры, пакет которых в задней балансирной подвеске состоит из 13 листов! Второй вариант – малолистовые параболические рессоры: их по четыре с каждой стороны задней балансирной подвески. И третий вариант – пневмоподвеска: на каждую из ведущих осей приходится по четыре пневмобаллона. Система электронного управления пневмоподвеской всегда поддерживает заданную величину клиренса автомобиля вне зависимости от его загрузки. Интересно, что для Европы выпускают облегченную версию четырехосника, толщина лонжеронов рамы у которого всего 7,7 мм. Но в Россию поставляют автомобили с более прочной рамой, у которой лонжероны сантиметровой толщины.
Особое внимание следует обратить на тормозную систему четырехосника. У модификации с колесной формулой 8х4 применены комбинированные тормозные механизмы: спереди более эффективные дисковые, а сзади – менее прихотливые барабанные. Впрочем, у полноприводников все тормозные механизмы барабанного типа. На продолжительных подъемах основную работу по замедлению автомобиля берут на себя моторный декомпрессионный тормоз и встроенный в трансмиссию тормоз-замедлитель INTARDER – они включаются в дело автоматически, тем самым существенно продлевая ресурс и поддерживая постоянную работоспособность колесных тормозных механизмов. Немаловажно, что межколесные и межосевой дифференциалы снабжены механизмами принудительной блокировки, которые приводятся в действие расположенным на приборной панели тумблером.
Ныне выпускаемые Iveco Trakker 8х4 оснащают 12,9-литровым дизелем Cursor 13 экологического стандарта Евро-5 с изменяемой геометрией сечения турбины, у которого в дополнение к модификациям 450 и 500 л.с. недавно появилась 410-сильная модификация. Она оснащена тубронагнетателем с перепускным клапаном, что позволило нарастить крутящий момент и улучшить динамику разгона. С двигателями агрегатируют как чисто механическую 16-ступенчатую коробку передач, снабженную усилителем механизма переключения, так и роботизированную «коробку» ZF Eurotronic с числом передач 12 или 16, рычаг управления которой расположен на рулевой колонке, а кнопки переключения режимов – рядом с нею на приборной панели.
Есть и еще один вариант трансмиссии: в паре с двигателем четырехосного Iveco Trakker возможна установка и классического «автомата» Allison 4500. Именно в таком исполнении самосвал был показан на СТТ-2103 компанией «ИВЕКО-АМТ», которая планирует в скорой перспективе освоить у себя его производство. В том числе – и в модификации с гидромеханической коробкой передач.

Технические характеристики Iveco Trakker 8х4 с кузовом производства ЦТТМ

Габаритные размеры, мм    8420х2500х3325
Колесная база, мм    1875/2375/1380
Дорожный просвет, мм    340
Емкость кузова, м3     20
Грузоподъемность, кг    28 000
Полная масса самосвала, кг    41 000
Полная масса автопоезда (допустимая конструкцией), кг    85 000
Дизель    рядный 6-цилиндровый
Рабочий объем, л    12,9
Максимальная мощность, л.с./мин-1    410; 450; 500/1900
Макс. крутящий момент, Нм/мин-1        2100; 2200/1000-1435; 2300/1000-1525
Тип и число ступеней КПП    механическая 16; автоматизированная 12 или 16
Размер шин    13R22,5

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее