Архив публикаций

«СитиРитм». Второе поколение

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-08-30)

Раздел: Новые модели

За шесть лет серийного производства автобусы «Волжанин СитиРитм» справедливо завоевали признание как одни из самых удобных, совершенных и красивых среди всех прочих моделей отечественного автобусостроения, а потому сумели покорить самые крупные города страны: в количестве более тысячи экземпляров они сегодня эксплуатируются в 14 регионах России. Теперь компания «Волгабас» выводит на рынок новое поколение «СитиРитмов». Сумеют ли автобусы повторить успех своих предшественников? Чтобы ответить на данный вопрос посмотрим, что нового привнесено в их конструкцию.
Современнее и совершеннее

«СитиРитм» второго поколения – это не модернизация предшествующей модели, а принципиально новая разработка. Прежде всего, при изготовлении его кузова решено отказаться от алюминия, вернувшись к использованию старой доброй стали. За счет подобного шага, несколько проигрывав в массе, кузов однозначно выиграл в жесткости: как показала практика, алюминиевая конструкция оказалась чрезмерно податливой на наших изрытых ямами и колдобинами дорогах, а применение стали устраняет данный недостаток, что позволило повысить такой важный параметр, как долговечность. Другие нюансы касаются защиты от коррозии: оцинковка боковин уступила место современному композитному покрытию, а при окраске применяются более современные материалы компании Sikkens. Создатели нового «СитиРитма» прогнозируемого убрали располагавшиеся у предшественника сразу за боковым стойками ветрового стекла узкие передние окна, которые часто критиковались эксплуатационниками как не обеспечивающие должный обзор и сложные при подборе в случае замены. Обращает внимание стильное и эффективное LED-освещение салона новинки.
Еще одно принципиальное новшество – специалисты компании «Волгобас» приняли решение перейти на использование собственных шасси, организовав с целью их изготовления специальный цех. Эти шасси оснащают рядным 6-цилиндровым дизелем MAN. В данном качестве в зависимости от выбора заказчика используют или 6,9-литровый двигатель D0836 экологического стандарта Евро-5, который обходится без мочевины, или 10,5-литровый двигатель D2066 «добровольного» экологического стандарта EEV – он более жесткий по своим требованиям, поэтому в данном случае для снижения токсичности отработавших газов применяется реагент AdBlue. Что интересно: моторный отсек, в котором располагается силовой агрегат, размещен не вдоль задней стенки кузова, как у моделей предыдущего поколения, а убран в смещенную к левому борту шахту. Такой ход позволил установить в заднем свесе полноразмерную, а не зауженную двухстворчатую дверь. Кроме того, доступ к двигателю у нового «СитиРитма» обеспечен фактически с четырех сторон.
С любым из двух вышеназванных дизелей вместо так полюбившейся конкурентам автоматической коробки передач ZF-Ecomat использован более современный «автомат» ZF-Ecolife. Его установка на «СитиРитм», по уверениям разработчиков, позволила снизить расход топлива на величину до 10%.
Особенностью ходовой части нового «СитиРитма» стало применение нехарактерного для городских моделей стабилизатора поперечной устойчивости в передней подвеске – он повысил курсовую устойчивость и позволил более уверенно проходить повороты. Как и коробку передач, применяемые на автобусе управляемую ось, ведущий мост и рулевое управление поставляет компания ZF.

Задание на завтра

Хотя первые серийные образцы «СитиРитмов» второго поколения увидели свет меньше года назад, компания «Волгабас» уже начала активно продвигать новую модель на российском рынке. И результат не замедлил сказаться: по семь десятков 12-метровых волжских городских автобусов «СитиРитм-2» заказаны для работы в Московскую область и для обслуживания зимней Сочинской Олимпиады. Что касается 18-метровой версии, то три десятка таких машин получит опять же Московская область, и еще почти сотню – Санкт-Петербург.
А что дальше? Планы таковы: в ближайшей перспективе семейство новых «СитиРитмов» пополнится двухосной 10-метровой и трехосной 15-метровой моделями. Кроме того, по крайней мере часть из моделей семейства будут дополнительно предложены в менее дорогом полунизкопольном исполнении с обычным, а не портальным задним мостом. Вместо двигателей MAN такие автобусы получат дизели Cummins. Еще одно «задание на завтра» для конструкторов «Волгабаса» ¬ – создание модификации 12-метрового «СитиРитма» с двигателем, работающим на метане – в этом качестве планируется использовать 260-сильный мотор китайского производства. Спрос на газовые автобусы должен пойти вверх благодаря принятию правительством страны программы по газификации пассажирского транспорта в крупных городах. Чтобы как можно сильнее заинтересовать заказчиков в подобных машинах, «Волгабас» предлагает им не просто приобрести газобаллонные автобусы, а воспользоваться специально разработанной программой: помимо поставки подвижного состава такая программа включает организацию силами специалистов «Волгабаса» его хранения, обслуживания и снабжения газом! Подобная программа уже разработана для Санкт-Петербурга и сейчас прорабатывается применительно к Волгограду и Владимиру. Причем во втором из названных городов, если контракт на поставку газовых «СитиРитмов» все же будет подписан, на базе одного из существующих предприятий планируется открыть их сборочное производство.
В завершение стоит упомянуть, что различные модели семейства «СитиРитм» первого поколения четыре раза получали почетную российскую награду «Лучший отечественный автобус года». Будем надеяться, что призовая копилка нового поколения «СитиРитмов» окажется еще более внушительной!

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее