Архив публикаций

ТОНАР-652801. Дополнительный тоннаж

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2013-07-25)

Раздел: Новые модели

Организовавший в позапрошлом году производство собственных грузовых автомобилей Машиностроительный завод «ТОНАР» продемонстрировал новейшую разработку: самосвал с колесной формулой 8х6, у которого три из четырех осей сгруппированы в задней части шасси единым «пакетом». Впервые новинку продемонстрировали потенциальным заказчикам на территории предприятия в конце апреля, а ее общероссийская премьера состоялась на проходившей в начале июня ежегодной выставке СТТ-2013.
Общая тенденция

Если разобраться, в строенной задней тележке, так называемом тридеме, для тяжелого грузового автомобиля ничего оригинального нет: подобные четырехосные модификации во всем мире выпускают самые разные автопроизводители, и крупные, и не очень. Потому что добавить еще одну ось в «хвосте» шасси значительно проще, чем вписать ее в пределы колесной базы, да и подобная компоновка часто обеспечивает более высокую маневренность.
Первой на просторах СНГ грузовики с задней тележкой-тридемом еще в прошлом десятилетии предложила белорусская компания МАЗ-МАН. Затем аналогичную машину, но в исполнении повышенной проходимости, спроектировали и начали мелкосерийно изготавливать на Кременчугском автозаводе и на расположенном в Миассе совместном российско-итальянском предприятии «Ивеко-АМТ» – об обоих машинах наш журнал в свое время достаточно подробно рассказывал.
Что дает автомобилю приставленная в конце шасси дополнительная четвертая ось? Прежде всего – повышение грузоподъемности. Или снижение массы, приходящейся на каждую из колесных пар, что важно как с точки зрения преодоления бездорожья (уменьшение давления на грунт), так и с точки зрения движения по асфальтированным дорогам общего пользования, поскольку в этом случае удается вписать автомобиль в рамки требований по осевым нагрузкам. Нередко дополнительную ось даже не подключают к трансмиссии – так делают в случаях, когда от автомобиля не потребуется покидать асфальт. Подобная ось выполняется или подъемной, или подруливающей, что увеличивает маневренность транспортного средства.
В другом случае, если автомобилю предстоит работать, к примеру, в качестве автокрана, бетоносмесителя или лесовоза, а значит, довольно часто выезжать на характерное для стройплощадок и лесных делянок бездорожье, четвертую ось, как правило, делают ведущей – это снижает вероятность увязнуть на песке, снегу или на раскисшей грунтовке. В данном варианте, если колеса двух других задних осей имеют двухскатную ошиновку, то и колеса дополнительной оси также делают двухскатными. Именно так вышло и с четырехосной модификацией трехосного шасси ТОНАР-6528, которой присвоили индексом ТОНАР-652801 – она получила такой же третий задний мост, как и два других, применяемых на базовой модели с колесной формулой 6х4. То есть с приводом от трансмиссии и неуправляемыми колесами, ошиновка которых выполнена двухскатной.

ТОНАР как самосвал

Что дала еще одна, четвертая по счету ось новому автомобилю Машиностроительного завода «ТОНАР», первый образец которого увидел свет в качестве самосвала с боковой разгрузкой? Если сравнивать его с трехосным ТОНАРом-самосвалом, оборудованным аналогичным по конструкции кузовом, то преимущества новой машины налицо: ее грузоподъемность больше на 11 т, а геометрическая вместимость – на 8 «кубов». Естественно, самосвал стал длиннее и тяжелее, но его все же выгоднее эксплуатировать, чем модель 6х4, тем более, что тяговые характеристики двигателя допускают применять при этом четырехосный самосвальный прицеп с аналогичным по объему перевозимого груза кузовом.
Из особенностей ТОНАР-652801 прежде всего следует отметить применение в конструкции шасси задней пневморессорной подвески с одной верхней поперечной штангой и гидроамортизаторами. При этом передняя подвеска – классическая рессорная! Другая особенность – установка самосвальной платформы, разгружаемой только в левую сторону – механизм ее опрокидывания (на угол до 44 град.) распложен не под днищем, как это обычно принято у нас или в Европе, а на внешней стороне переднего и заднего бортов. Так он получается проще, надежнее и удобнее в облуживании, но на противоположную сторону разгрузку, увы, с его помощью уже не обеспечишь.
Обращает внимание и изменившаяся кабина – прежде все автомобили ТОНАР оборудовали кабинами предыдущего поколения. Теперь она не только выглядит более современно – в моторный отсек появилась возможность установить как дизель ЯМЗ-650.10, так и дизель ЯМЗ-651.10. Он развивает те же 412 л.с., но отвечает требованиям экологического стандарта не Евро-3, а Евро-4, начавшего действовать в нашей стране с января этого года.
В остальном конструкция четырехосного шасси, разработанного специалистами ТОНАРа, мало чем отличается от ранее освоенного в производстве трехосника: завод самостоятельно делает раму, а переднюю подвеску и ведущие мосты закупает у китайской компании Shaanxi Hande Axle. Другое подразделение этой же компании, но уже под маркой Fast Gear, поставляет и 12-ступенчатую механическую коробку передач, с которой агрегатируется однодисковое сцепление Sachs.
В настоящее время новый четырехосный самосвал проходит испытания. При этом компания уже заявила его ориентировочную стоимость, которая, согласно информации на фирменном сайте, по состоянию на начало июня составляла 4,1 млн. руб. В заключение остается добавить, что конструкторы ТОНАРа в настоящее время заняты разработкой дорожного самосвала с еще большим количеством осей.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм     9245х2550х3520
Колесная база, мм    3970/1340/1340
Дорожный просвет, мм    280
Объем самосвального кузова, куб. м    24
Грузоподъемность, кг    32 000
Полная масса, кг    47 000
Дизель    рядный 6-цилиндровый ЯМЗ-650.10 (ЯМЗ-651.10)
Рабочий объем, л    11,12
Максимальная мощность, л.с./мин-1    412/1900    
Макс. крутящий момент, Нм/мин-1    1870 (1906)/1200
Тип и число ступеней КПП    механическая, 12
Размерность шин (спереди; сзади)    385/65R22,5; 295/80R22,5

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее