Архив публикаций

АМО ЗИЛ. Компонентная составляющая

Опубликовано: Сайт РБК (2011-12-27)

Раздел: Экономика и маркетинг

По своей значимости для АМО ЗИЛ производство автокомпонентов не уступает производству автомобильной техники. О том, в каком направлении оно развивается, с какими проблемами сталкивается и как эти проблемы удается решать, мы попросили рассказать Дмитрия Балышева, директора центра реализации автокомпонентов ООО «ЗИЛАвтоТехнология».
– Дмитрий Валентинович, насколько важен для АМО ЗИЛ бизнес по производству и продаже запасных частей?

– В советское время в общем объеме продукции любого автозавода запчасти должны были составлять не менее 10%. В условиях рыночной экономики их производство логично выделилось в отдельное направление бизнеса, которое для АМО ЗИЛ важно по крайней мере не меньше, чем производство автомобилей. В сбытовой структуре завода я занимаюсь данным направлением с 2003 года, и в лучшие месяцы объемы продаж автокомпонентов в денежном выражении у нас достигали суммы в 300 млн. руб.!

– АМО ЗИЛ известен прежде всего своими грузовиками. Каков его потенциал как производителя запасных частей?

– АМО ЗИЛ – это не только расположенный в Москве автомобильный завод. Это целый холдинг с несколькими филиалами, выпускающими большой ассортимент комплектующих, поставляемых как на вторичный рынок в виде запасных частей, так и на первичный рынок, то есть другим автомобильным заводам, а также машиностроительным предприятиям самого разного профиля, среди которых есть, к примеру, вагоностроительные и судоремонтные заводы, а также заводы по производству прицепной техники. Всего таких заказчиков у АМО ЗИЛ почти сотня.
На чем специализируются наши филиалы? Рославльский автоагрегатный завод делает тормозную и топливную аппаратуру, метизную и пластиковую продукцию, Смоленский автоагрегатный завод производит коробки передач, Петровский завод агрегатов – мосты, оси, сцепления и амортизаторы, Пензенский завод автоагрегатов – рулевые тяги и поршневую группу, а Рязанский автоагрегатный завод – карданные валы, ведущие мосты, балки передней оси и распредвалы. Причем вся эта продукция выпускается не только в интересах АМО ЗИЛ – в числе ее потребителей КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ, автозавод «Урал», а также ведущие отечественные автобусные заводы.

– Что за структура осуществляет продажу автокомпонентов?

– Сбытом всей продукции АМО ЗИЛ занимается специально созданное для этого ООО «ЗИЛАвтоТехнология». Через него завод реализует как автомобили, так и автокомпоненты. Если говорить конкретно о запчастях, то структура нашей сбытовой сети не слишком похожа на структуру сбытовых сетей других автопроизводителей: сегодня мы работаем лишь с восемью дилерами, которые сертифицированы и удовлетворяют всем нашим стандартам, а они, в свою очередь, взаимодействуют с многочисленными субдилерами – на данный момент их 467. Подобная структура имеет свои плюсы: с меньшим количеством партнеров быстрее вырабатываешь обоюдовыгодные договоренности, их проще контролировать и своевременно снабжать запчастями. А вопросы контроля и взаимодействия с субдилерами – это уже компетенция дилеров, не требующая нашего непосредственного руководства.

– Сравнительно небольшое число дилеров – это следствие многомесячного простоя завода в середине 2011 года? Сильно ли он отразился на взаимодействии с партнерами?

– Не буду скрывать: за те несколько месяцев, пока ЗИЛ стоял, в работе с реализующими запчасти дилерами мы откатились на несколько лет назад! Например, еще за год до этого их было почти три десятка. Да, сейчас нам столько не нужно, но факт остается фактом: когда у завода начался непростой период, многие из дилеров прекратили всякое с ним сотрудничество. Остались только самые стойкие, способные работать в сложных кризисных условиях, по сути разделившие с заводом его нелегкую судьбу. Вот на них мы и решили опереться в ближайшей перспективе. Кстати, сейчас, когда ЗИЛ вновь начал ритмично работать, появилось немало тех, кто решил возобновить сотрудничество. Но рассчитывать они теперь могут лишь на субдилерство.
Впрочем, наши потери от полугода простоя вылились не только в сокращении сбытовой сети. Не работал завод – не работали и его филиалы. В результате выпуск компонентов упал, из-за чего едва ли не на порядок упали и доходы от их реализации. Но это – еще полбеды. Многие наши партнеры с первичного рынка были вынуждены заняться поиском новых поставщиков, и вполне в этом преуспели, а вторичный рынок вновь заполонил контрафакт, который до этого мы почти искоренили. Так что и в одном, и в другом случае предстоит начинать работу практически с нуля!

– Конкуренты АМО ЗИЛ на вторичном рынке – это изготовители и продавцы контрафакта?

– Не обязательно. Я делю наших конкурентов на три больших группы.
Первая группа – это сертифицированные производители, работающие официально. Выпускаемые ими запчасти по качеству как правило не хуже наших, при этом цены на них могут быть даже ниже поскольку у таких предприятий меньше производственные издержки. С их стороны конкуренция с нами вполне законна и допустима.
Вторая группа – это производители, не имеющие никаких сертификатов, то есть изготавливающие запчасти для автомобилей ЗИЛ незаконно. Сегодня большинство из них базируются в Китае, Индии или Турции. Конечно, в упомянутых странах есть заводы, которые изготавливают аналоги наших комплектующих из требуемых для этого материалов, по требуемым технологиям и с требуемым качеством. Но и по ценам такие комплектующие сопоставимы с продукцией АМО ЗИЛ. Поэтому на рынок попадает в основном контрафакт, качество которого не выдерживает никакой критики.
Третья группа – это так называемые гаражные умельцы. Они добывают запчасти с разборок аварийной или списанной техники, в лучшем случае перебирают и смазывают их, а в худшем – лишь отмывают и перекрашивают.
Две последние группы и есть те самые незаконные производители контрафакта, с которыми мы ведем борьбу.

– Какими методами боретесь?

– Арсенал методов борьбы с контрафактной продукцией, точнее, с теми, кто ее изготавливает и распространяет, у нас весьма обширный – мы активно используем их начиная примерно со второй половины прошлого десятилетия. Это и судебные разбирательства, и привлечение милиции, и работа с дилерами с целью побудить их к отказу от продажи контрафактной продукции, и специальные акции с последующим розыгрышем призов, и разъяснения конечным покупателям с помощью средств массовой информации пагубности применения контрафактных запчастей. Все это в комплексе дает неплохой эффект – за несколько лет нам удалось навести порядок на рынке запчастей к произведенной на ЗИЛе автотехнике, и только долговременный простой завода в этом году и образовавшийся вследствие этого дефицит позволил поставщикам контрафакта вновь поднять голову.

– Удастся ли отвоевать прежние позиции?

¬– Я отдаю себе отчет, что выйти на прежние объемы реализации автокомпонентов – очень непростая задача! Но она выполнима. Об этом говорят и первые результаты.
Мы постепенно возвращаемся к поставкам комплектующих для большинства наших традиционных первичных потребителей, среди которых можно назвать Павловский, Курганский и Ликинский автобусные заводы, Минский автозавод, Минский моторный и Минский тракторный заводы. Недавно заключили первый контракт с БЕЛАЗом, для которого начали делать поковки и прочие компоненты в общей сложности по ста двадцати наименованиям, договорились о поставке наших кабин и оперения на АМУР. Так что в данном направлении работа ведется даже активнее, чем прежде.
Объемы реализации запчастей тоже постепенно восстанавливаются – с нашего собственного склада они уходят не задерживаясь! Да, многие из продавцов, которые ранее успешно сотрудничали с АМО ЗИЛ, в силу сложившихся обстоятельств успели переориентироваться на других поставщиков, частично сертифицированных, а частично – и контрафактных производителей. И теперь приходится убеждать их снова сделать выбор в нашу пользу, идя для этого на различные уступки, скидки. Это не просто, но у нас получается. По плану на 2012 год выручка ООО «ЗИЛАвтоТехнология» от ежемесячной реализации запасных частей должна быть увеличена с нынешних 30 млн. до 120 млн. руб. На мой взгляд, достижение поставленной цели во многом зависит от профессионализма и целеустремленности коллектива, а этих качеств нашим сотрудникам не занимать!

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее