Архив публикаций

Распродажа… автобусов

Опубликовано: журнал "Коммерческие авто" (2012-01-15)

Раздел: Экономика и маркетинг

Третий удар молотка, и очередной автобус переходит в распоряжение нового владельца. А следом в качестве лота выставляется другая машина, и через несколько минут она тоже обретает нового хозяина, потом еще одна, и еще… Так 23 декабря в подмосковной Коломне проходил уже третий по счету аукцион, на котором продавались выводимые из эксплуатации автобусы крупнейшего в стране пассажирского перевозчика, компании «Мострансавто». По итогам торгов из одних рук в другие перешли более четырех десятков машин. А в первом квартале нового года на той же площадке снова состоится аукцион, на который планируется выставить еще больше разнообразной техники.
Как это было

Когда я вошел в зал, где проводился аукцион, на установленном рядом со столом аукционной комиссии экране как раз появилось изображение очередного лота – видавшего виды Mercedes-Benz O303 1984 года выпуска с пробегом далеко за миллион километров. Он был без одной фары, на лобовом стекле – трещины. Ну, думаю, лот окажется невостребованным или в лучшем случае уйдет без борьбы, за два-три шага. Но не тут-то было! Трое претендентов выясняли, кто станет обладателем этой машины в течение несколько минут, поднимая таблички со своими номерами раз семь-восемь каждый. В результате – более чем двукратное превышение стоимости над первоначальной! Но победитель, как мне показалось, остался доволен – судя по всему он получил то, что хотел, причем скорее всего именно за ту цену, на которую рассчитывал изначально. А следующим лотом шел такой же автобус, но уже в полностью работоспособном состоянии, и за него тоже развернулась нешуточная борьба. После нескольких последующих лотов стало понятно, что со стороны участников аукциона востребована любая автотехника, эксплуатировавшаяся в «Мострансавто»: свои покупатели нашлись и на потрепанные жизнью междугородные «Мерседесы» 80-х годов выпуска, и на все еще роскошные «Сетры», и на маршрутки на базе «Спринтеров», и на ритуальные микроавтобусы, и на старенькие «пазики». В итоге основная часть лотов ушла с примерно двукратным превышением первоначальной стоимости, а другая, как, к примеру, служебные «Соболь» и «Волга», были проданы по номинальной цене. Сначала подобная «всеядность» со стороны покупателей немного озадачивала. Но через какое-то время мне стало понятно, что за разные лоты борются разные участники, если так можно выразиться, группируясь по интересам. Что не удивительно: ведь перевозчик перевозчику рознь: у каждого свои задачи, разные протяженность и загруженность маршрутов, состав парков и условия эксплуатации. Кроме того, в зале, судя по всему, были и те, кто занимается не перевозкой пассажиров, а восстановлением или разборкой подержанной техники – и у них нашелся свой интерес.
Несмотря на продолжительную, зачастую азартную борьбу, в конечном итоге большинство покупателей все же приобретает именно то, на что рассчитывает: не даром у проводимых в Коломне аукционов уже появились регулярные участники.

Правила просты, цели понятны

По своей сути автобусный аукцион ничем не отличается от любого другого аукциона: продавец, в данном случае ГУП МО «Мострансавто», выставляет в качестве лотов автобусы, которые считает нужным продать, а участники аукциона, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, собравшись в назначенном месте в назначенное время соревнуются друг с другом с целью их приобрести. Побеждает тот, кто дает наибольшую цену. При этом в накладе не остается ни одна из сторон: продавец реализует технику по выгодной для себя цене, а покупатели получают те машины, которые им действительно нужны. Обоюдный интерес подтверждает как рост числа лотов от одного аукциона к другому, так и то, что если в первом из них, проходившем в прошлом августе, было всего 8-9 участников, то в ноябрьском их число увеличилось до 14, а в декабрьском – до 23.
Как стать участником аукциона? Процедура проста: любой желающий, будь то физическое или юридическое лицо, должен заполнить заявку, направить ее организаторам в электронном или бумажном виде, оплатить первоначальный взнос в размере 10% от заинтересовавших лотов и проконтролировать регистрацию. Если лот не будет выигран, залог участнику возвращается. Никаких комиссионных или какой-либо другой оплаты за участие в аукционе нет. Все условия его проведения, контакты, а также перечень выставляемой в качестве лотов техники с подробным указанием ее характеристик, цены и места базирования (чтобы можно было подъехать и посмотреть), а также другая полезная информация размещены на официальном сайте ГУП МО «Мострансавто» (www.mostransavto.ru, ссылка распложена внизу главной страницы и выделена красным).
Следующий автобусный аукцион, как и три предыдущих, пройдет на территории расположенного в Коломне филиала «Мострансавто», Автоколонны 1417 (www.1417.ru). Кстати, участники декабрьского аукциона смогли познакомиться с рядом автобусов, которые планируется выставить на торги в следующий раз: перед входом в административный корпус АК1417 их встречали будущие лоты: несколько Mercedes-Benz Sprinter 413 СDI, Mercedes-Benz O350 Turismo и Setra S315 HD.

Врез 1

Валерий Пыльнев, главный инженер ГУП «Мострансавто»:

– Для компании «Мострансавто» проведение аукционов – хороший способ с выгодой реализовать выводимую из эксплуатации технику. Собранные таким образом средства могут быть использованы в качестве первоначального лизингового платежа на приобретение нового подвижного состава. Кроме того, аукцион – совершенно прозрачная процедура, проводимая в полном соответствии с положением об аукционной деятельности и абсолютно лишенная коррупционной составляющей. Не скрою, сначала у руководителей наших филиалов отношение к аукционам было критическое, и на первом из них выставлялись автобусы только из Коломны. Но затем стали подключаться и другие филиалы «Мострансавто»: на декабрьском аукционе появилась техника из Мытищ, Одинцова, Талдома, Павлова-Посада, Балашихи, Видного, Дмитрова, Чехова и Истры.
У участников аукциона – свой интерес: они получают автобусы, которые своевременно обслуживались и ремонтировались, комплектовались только оригинальными запчастями и регулярно проходили государственный технический осмотр. Такие машины еще как минимум два-три года гарантированно отработают на линиях! Их аукционная цена устанавливается независимыми оценщиками и обычно соответствует минимальной на рынке, а итоговая цена нередко превышает среднерыночную, полностью отражая техническое состояние и возможности дальнейшей эксплуатации конкретной машины.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее