Архив публикаций

Cummins для «Валдая»

Опубликовано: журнал "Коммерческие авто" (2011-04-12)

Раздел: Тест-Драйвы

Горьковский автозавод приступил к серийному производству среднетоннажников «Валдай» с 3,8-литровыми дизелями Cummins. Чтобы познакомиться с особенностями данной модификации автомобиля мы совершили на нем небольшой марш-бросок из Иваново в Ярославль, опробовав машину и в городских условиях, и на междугородней трассе.
Настоящий грузовик

Буквально за день до того, как отправиться в путь на среднетоннажном грузовике «Валдай», в течение нескольких часов я тестировал малотоннажную «Газель-Бизнес», под капотом которой тоже стоял Cummins, но только рабочим объемом не 3,8, а 2,8 л. Так вот, несмотря на то, что у обоих автомобилей практически одинаковая кабина, ощущения от управления среднетоннажником совершенно иные!
Во-первых, сидишь в «Валдае» существенно выше. Тому причиной и более крупные колеса, и увеличенный дорожный просвет. Оказавшись в за его рулем сразу понимаешь, что ты – в настоящем грузовике.
Во-вторых, на дороге это совсем другой автомобиль: после нескольких выжимов слишком тугой педали сцепления левой ноге требуется отдых, а руль на фоне «газелевского» кажется несколько пустоват – обратная связь ощущается не столь однозначно.
И все же, когда приноравливаешься к возросшим по сравнению с малотоннажником усилиям на педалях, к увеличившемуся тормозному пути, а также к тому, что в городе из-за большей габаритной длины повороты следует проходить, что называется, с запасом, постепенно начинаешь забывать, что ты управляешь не легким, а средним по тоннажу грузовиком. Кстати, в этом немалая заслуга удобного водительского сиденья: после нескольких часов пребывания в нем усталости не чувствуешь абсолютно!
Проведя в кабине «Валдая» достаточно много времени, нельзя не признать, что ее эргономика продумана очень неплохо. Например, под свои параметры можно отрегулировать не только кресло водителя, но и рулевую колонку, причем как по углу наклона, так и по вылету. Приборы хорошо читаются и не перекрываются ободом «баранки», а главное, нет ощущения тесноты, с которым иногда сталкиваешься в аналогах других марок. Конечно, кое-что доработать не помешает. Например, дополнить приборную панель часами и выдвижными подстаканниками, а тахометр – красной и зеленой зонами, установить электроприводы стеклоподъемников и боковых зеркал. Неплохо было бы позаимствовать от «Газели-Бизнес» все торпедо целиком – его полностью обновили в прошлом году.

Китайско-американский дизель

На ходу «Валдай» с поставляемым из Китая дизелем Cummins ISF 3,8s3154 можно без труда отличить от его модификации с дизелем Д-245.7 Минского моторного завода: «китаец» оборудован турбонаддувом, а потому на скорости свыше 75-80 км/ч начинает «посвистывать». Но, все равно, по субъективным ощущениям в сравнении с минским двигателем он работает заметно тише, и это уже весомый плюс.
Другая положительная черта «Валдая», оснащенного Cummins, ¬– улучшенные динамические характеристики. То есть автомобиль может при необходимости резко ускоряться, что немаловажно, когда идешь на обгон. Подобная прыть не удивительна: по сравнению с минским дизелем при меньшем почти на литр рабочем объеме Cummins ISF 3,8s3154 на 33 л.с. мощнее. Но самое главное – у него на 78 Нм выше максимальный крутящий момент, который, к тому же, достигается при меньшем числе оборотов. Как результат, среднетоннажник бежит по шоссе легко и, если требуется, без проблем обгоняет с выездом на встречную полосу вяло ползущие многометровые фуры.
В паре с китайским мотором установлена классическая «газовская» 5-ступенчатая коробка передач. Работает она неплохо: если не лениться выжимать сцепление до пола, то нужная ступень «втыкается» четко и без проблем. Но на скорости чувствуется, что у двигателя еще остается запас тяги, тогда как трансмиссия, выйдя на предел своих скоростных возможностей, не может его реализовать. Конечно, «Валдай» – не магистральный грузовик, и все же на трассе ему бы не помешала шестая повышающая передача!
Немаловажный вопрос: насколько «Валдай» с дизелем Cummins ISF 3,8s3154 дороже аналогичного по размеру колесной базы и комплектации «Валдая» с минским Д-245.7? Согласно прайс-листу одного из дилеров, за первый просят 796 000 руб., за второй – 746 000 руб. Что же, удорожание в 50 000 руб. – это совсем немного. Для сравнения: установка на «Газель-Бизнес» дизеля Cummins добавляет к ее цене в два раза большую сумму.

Под крылом «Чайки»

«Валдай», с которым нам довелось познакомиться, оказался в варианте, доработанном одним из самых известных в России изготовителей спецавтомобилей, нижегородским автомобильным заводом «Чайка-Сервис». Внесенные в его конструкцию усовершенствования оказались столь значительны, что на них следует остановиться особо.
Перво-наперво обращает на себя внимание увеличенная семиместная кабина. Горьковский завод тоже изготавливает ее в удлиненном двухрядном исполнении, но у «Чайки-Сервис» – собственная конструкция: сразу же за стандартной однорядной кабиной здесь устанавливают объединенный с ней по внутреннему пространству оригинальный стеклопластиковый модуль, более высокий и широкий, да к тому же снабженный собственной дверью. Его увеличенные габариты позволяют задним пассажирам спокойно вставать в полный рост, а сидя не упираться друг в друга локтями и не подпирать коленями спинки передних сидений. Высокий надкабинный аэродинамический обтекатель сделал возможным расположить под его сводами несколько довольно емких полочек.
За кабиной «Валдая» специалисты «Чайки-Сервис» установили кран-манипулятор Tadano с грузовым моментом 7,5 Тм и телескопической стрелой, максимальный вылет которой в зависимости от модификации равен 7,5 или 9,8 м. Чтобы на раме поместилась еще и 4,4-метровая бортовая платформа, колесную базу шасси пришлось увеличить до 4730 мм, одновременно существенно нарастив задний свес. Немаловажно, что вылет у стрелы крана-манипулятора таков, что позволяет при необходимости загружать как сам автомобиль, так и его прицеп.
В результате всех сделанных доработок «Валдай» не только стал более универсальным, но и немного потяжелел. А значит, обладающий повышенными мощностью и крутящим моментом турбодизель Cummins под его капотом оказался как нельзя кстати.

Техническая характеристика дизеля Cummins ISF 3,8s3154

Конструкция    рядный 4-цилиндровый,
с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Рабочий объем, л    3,8
Максимальная мощность, л.с./мин-1    152/2600
Максимальный крутящий момент, Нм/мин-1    491/1200-1900
Экологический стандарт    Евро-3

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее