Архив публикаций

"Газель". С дизельным сердцем

Опубликовано: журнал "Коммерческие авто" (2011-03-30)

Раздел: Тест-Драйвы

В первых числах марта несколько малотоннажников «Газель-Бизнес» совершили продолжительный автопробег, стартовавший в Нижнем Новгороде и финишировавший в Вологде. Для его участников он оказался интересен прежде всего тем, что предоставил уникальную возможность в реальных условиях испытать дизели Cummins, которые недавно начали устанавливать под капоты нижегородских грузовичков и микроавтобусов.
И снова с дизелем

Долгая и во многом драматичная история дизеализации «Газелей» началась полтора десятка лет назад, едва ли не через год после запуска их в серийное производство. Сперва ГАЗу в этом начинании помогала австрийская компания Steyr: полуторки с ее 95-сильными дизелями выпускались малыми партиями с 1997 года. Но широкого признания у покупателей они не сыскали по причине чрезмерной дороговизны как при приобретении, так и в ремонте. Параллельно и сам завод, и некоторые его дилеры время от времени пытались вывести на рынок модификации «Газели» с дизелями самых разных зарубежных марок, включая Toyota, Iveco и Andoria. В 2008 году Группа ГАЗ достигла договоренности о покупке половины акций крупнейшего европейского производителя легких дизелей, компании VM Motori, но сделку сорвал разразившийся международный финансовый кризис. В конце концов нижегородцам ничего не оставалось кроме как принять решение об импорте дизельных двигателей из Китая. Но, чтобы не попасть впросак с пресловутым китайским качеством, в партнеры выбрали работающий в этой стране филиал знаменитой американской компании Cummins. Судя по всему, на 2,8-литровом двигателе Cummins ISF2,8s3129T нижегородцы остановили свой выбор окончательно.
Значительно ли подорожала «Газель-Бизнес» в результате установки дизеля и связанных с этим доработок трансмиссии? В большинстве случаев разница между дизельными и бензиновыми модификациями в схожем исполнении составляет 100 тыс. руб. Запредельным подорожанием это не назовешь, но лишь при условии, что Cummins зарекомендует себя не просто более экономичным, но еще и более надежным по сравнению с ульяновским мотором, которым на сегодня продолжают комплектовать основную часть «Газелей» и «Соболей».

Рабочее место

В отличий от тех «Газелей», в тестовых испытаниях которых я участвовал лет десять назад, «Газель-Бизнес» по качеству интерьера мало в чем уступает большинству присутствующих на российском рынке зарубежных аналогов. Приятный как на ощупь, так и на глаз пластик, редкая по меркам нашего автопрома тщательная подгонка всех элементов отделки, удобно лежащее в руке рулевое колесо, расположенные перед пассажиром сразу два бардачка, причем оба с крышками, выдвижные подстаканники с обоих концов передней панели ¬– все это сделано стильно и добротно! Добавим сюда удачную эргономику, позволяющие не уставать в дальней дороге сиденья, оптимальные усилия на педалях и, даже, наличие круиз-контроля: по исполнению водительского места автомобилю можно поставить твердую четверку. Почему не пять? К сожалению, на дверях так и не появилось высоких подлокотников (вместо них водители часто приспосабливают подголовники от сидений). Рычаг коробки передач по прежнему установлен прямо в полу, хотя у современных аналогов других марок его давно перенесли на центральную консоль, поближе к «баранке». Огорчает отсутствие электроприводов стеклоподъемников и боковых зеркал. Чтобы включить омыватель ветрового стекла мало потянуть подрулевой переключатель на себя – нужно сначала поднять его на один «щелчок» кверху. А тахометр почему-то не разделен на красную и зеленую зоны, из-за чего о моменте перехода на следующую передачу приходится догадываться исключительно по звуку двигателя. Впрочем, в ближайшей перспективе ГАЗ собирается запустить в производство «Газели» и «Соболя» в более насыщенной комплектации, где часть из названных замечаний будет устранена.

Дорога дальняя

Длиннобазная «Газель-Бизнес» с кабиной необычного кофейного цвета, за рулем которой я отправился в автопробег, несмотря на несколько лежащих в бортовой платформе мешков с песком уверенно трогается с места и резво набирает скорость – только успевай работать рычагом коробки передач! Кстати, все ее ступени включаются четко, без каких-либо затруднений: упоминание разработчиков о модернизации трансмиссии автомобиля оказалось не пустым звуком! И вот покинувшая пределы Нижнего Новгорода вереница наших малотоннажников, взяв курс на Владимир, уже несется по шоссе, лихо оставляя позади попутные грузовики-тяжеловозы. Запаса мощности для обгона хватает: скорость давно перевалила за сотню, но если нужен рывок, чтобы быстро, а значит безопасно обойти по «встречке» какой-нибудь длиннющий автопоезд, двигатель готов выкладываться дополнительно. Первые километры трассы оказались буквально изрыты образовавшимися за зиму выщерблинами, но даже если колесо «Газели» проваливается в одну из них, подвеска отменно гасит удар, не передавая вибрации на сиденье или органы управления. Информативность удобно лежащего в ладонях руля, снабженного гидроусилителем, можно признать близкой к оптимальной. Несмотря на высокую скорость при объезде встречающихся на асфальте колдобин автомобиль четко следует за поворотами «баранки», а на выбранной траектории стоит как влитой. И все же магистральные рейсы – не его стихия: когда стрелка спидометра преодолевает отметку 80 км/ч, турбина начинает свистеть слишком назойливо, а рычаг коробки передач отзывается на увеличение оборотов двигателя надоедливым дребезжанием. Бороться с которым, кстати, несложно – для этого достаточно всего лишь не снимать ладони с его набалдашника. Если же сбросить скорость до принятых в городе значений, то силовой агрегат утихомиривается и более не досаждает шумом и вибрациями.
Нельзя не признать, что как с технической, так и с эксплуатационной точек зрения «Газель-Бизнес» в сравнении с дорестайлинговой «Газелью» представляет собой существенный шаг вперед. А появление в гамме модификаций вариантов с дизелем, да еще всемирно известной марки, наверняка расширит круг потенциальных покупателей малотоннажника.

Технические характеристики дизеля Cummins ISF2,8s3129T

Число и расположение цилиндров    4, в ряд
Система питания    с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Экологический стандарт    Евро-3
Рабочий объем, л    2,8
Максимальная мощность, л.с./мин-1    120/3200
Максимальный крутящий момент, Нм/мин-1    297/1600-2700
Сухая масса, кг    250
Расход топлива автомобилем «Газель», л/100 км:
- при 60 км/ч    8,5
- при 80 км/ч    10,3

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее