Архив публикаций

КАМАЗ-5308. Преемник

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2010-10-20)

Раздел: Тест-Драйвы

Сегодня частные перевозчики эксплуатируют более 110 тыс. КАМАЗ-53215 и КАМАЗ-65115, основная масса которых задействована на междугородных маршрутах протяженностью до 1000 км. Основы конструкции названных грузовиков были заложены еще в те времена, когда Камский автозавод только начинал свою работу. И вот, на дороги страны выходит их преемник – КАМАЗ-5308. Опробуем новинку в деле!
На месте водителя

КАМАЗ-5308, который я получил для проведения теста, весьма существенно отличался от первых образцов этих автомобилей, дебютировавших в 2006 году. Спасибо рестайлингу кабины, которая стала более стильной, эргономичной и комфортабельной. Разработчики отнеслись к ее модернизации серьезно и постарались буквально до последней капли выжать из давно устаревшей конструкции все имеющиеся резервы. Удивительно, но в этом им удалось преуспеть!
Начну с того, что кабина получила новую приборную панель. Она сделана из добротного, приятного как на ощупь, так и на вид пластика, со стильным выгибом в районе центральной консоли. Во время движения ее элементы нигде не гремят и не поскрипывают, хотя мне достался автомобиль, во время заводских испытаний успевший намотать многие тысячи километров. Немаловажно, что отделка салона не только выполнена очень аккуратно, но и полностью скрывает металл. Сиденья – не чета тем, что устанавливались на камские грузовики в недалеком прошлом: подрессоренные, с удобными регулировочными механизмами, с хорошо профилированными высокими спинками – вполне европейский уровень! За ними сделан полноценный отсек для отдыха с широкой спальной полкой: не будем забывать, что автомобилю предстоит работать на плече до 1000 км, поэтому водителю частенько придется ночевать в пути.
К моему немалому удивлению, рулевая колонка оказалась регулируемой не только по углу наклона, но и по вылету, а значит, максимально удобно за «баранкой» сможет устроиться водитель буквально любого роста! Приборы хорошо читаются, рычажок «ручника» удобно расположился чуть правее и ниже руля, мертвые зоны спереди и сбоку автомобиля «выбраны» за счет установки нескольких дополнительных внешних зеркал. Хотя… Пробую чуть довернуть кронштейн левого бокового зеркала чтобы оно выглянуло за габарит установленного на раме 50-кубового фургона, и у меня ничего не выходит: нужен ключ, которого у меня нет. Эх, сюда, бы электропривод, давно ставший привычным на зарубежных аналогах!
Другой довольно очевидный минус – сравнительно небольшая по современным меркам площадь остекления. К сожалению, в этом вопросе проводившие рестайлинг конструкторы оказались жестко ограничены теми габаритами, которые кабина получила еще когда проектировалось первое поколение камских грузовиков. Через два-три года появится принципиально новая кабина, и проблема отпадет сам собой. Хотя и сейчас нельзя сказать, что в салоне тесно: места над головой и проема дверей достаточно, чтобы не испытывать трудностей при посадке и высадке. И сидишь за рулем вполне свободно, абсолютно нет ощущения тесноты.
Впрочем, достоинства, как и недочеты эргономики лучше всего проявляются во время движения. Поэтому, закончив знакомство с органами управления, я повернул ключ зажигания и аккуратно вырулил с заводской территории на ведущую за город автомагистраль.

Мягкость и четкость

Коробка передач ZF, которую получил КАМАЗ-5308, имеет одну особенность: переход с пониженного передаточного ряда на повышенный и обратно здесь осуществляется толчком рычага влево или вправо, а не кнопкой или подъемом-опусканием кольца как у большинства зарубежных грузовиков. Но это не минус а, скорее, плюс: к подобному покачиванию я приноровился буквально в течение нескольких первых минут, а четкость выбора ступеней и классический алгоритм их переключения позволили не уделять механизму управления трансмиссией через чур много внимания. А ведь совсем нечасто бывает, когда коробкой передач едва знакомого грузовика буквально слету начинаешь управлять словно коробкой передач своего собственного автомобиля! Другое дело, что неплохо было бы сделать указатель выбранной передачи на приборной панели – все-таки на таких автомобилях, как КАМАЗ-5308, в транспортных предприятиях часто работает не один и тот же, а самые разные водители, и новичку по положению рычага порой трудно определить, какая ступень включена в текущий момент времени.
Не менее четким зарекомендовало себя и рулевое управление. Далеко не всякий отечественный грузовик может похвастать столь сбалансированным откликом на поворот руля и столь небольшим прикладываемым к нему усилием. К тому же на «баранку» почти не передаются удары, которые получает подвеска управляемых колес при попадании на дорожные неровности. А уж их я постарался собрать целый букет: специально свернул на второстепенную дорогу с разбитым, судя по всему никогда не ремонтировавшимся асфальтом. И что же? Ямы и кочки водителю что слону дробины: задняя пневмоподвеска здорово сглаживает проезд по любым ухабам, а подвеска кабины и подвеска сиденья в этом ей успешно помогают.
Чего мне не хватало всю дорогу, так это площадки под левой ногой, куда можно было бы ставить ступню после того, как снимаешь ее с педали сцепления. И еще, пожалуй, не лишним был бы парктроник – в городской тесноте он часто оказывается просто незаменим!
Разговаривать в автомобиле можно не повышая голоса даже если выкручиваешь дизель до предела. Рядный 6-цилиндровый Cummins ISBe сам по себе не громкий, так еще и звукоизоляция моторного отсека сделана на совесть: чтобы в этом убедиться, я специально откидывал кабину. К тому же, в отличие от прежних моделей завода, у КАМАЗ-5308 коробка передач не только гораздо четче переключается, но еще и надежнее отделена от салона, а это тоже существенно уменьшает шумовой эффект.
Несколько часов знакомства с КАМАЗ-5308 вполне хватило для того, что бы убедиться: завод не на словах, а на деле постарался максимально приблизить грузовики нового поколения к аналогам европейского производства. И это его конструкторам оказалось вполне по силам!

Технические характеристики КАМАЗ-5308 (4х2)

Длина автомобиля, мм    9670
Колесная база, мм    5600
Грузоподъемность, кг     7500
Полная масса, кг    15 000
Полная масса автопоезда, кг    28 000
Дизель    рядный 6-цилиндровый
Рабочий объем, л    6,7
Максимальная мощность, л.с./мин-1    285/2500
Макс. крутящий момент, Нм/мин-1    970/1700
Тип и число ступеней КП    механическая, 9
Емкость топливного бака, л    350
Размерность шин    285/70R19,5

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее