Архив публикаций

«Волжанин Ситиритм 12». В ритме сити

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2010-08-25)

Раздел: Тест-Драйвы

Ярко-зеленый красавец «Волжанин Ситиритм 12», за рулем которого в один из жарких июльских дней мне довелось поколесить по дорогам Дмитровского автополигона, недавно вернулся из длительной загранкомандировки. Этот автобус проходил сертификационные испытания в Европе, дающие ему пропуск на дороги зарубежных стран. Вот мы и решили проверить, каков у «Ситиритма» экспортный потенциал.
Наш современник

Недавно мне довелось прокатился на видавшем виды рейсовом автобусе, все еще курсирующем по улицам города Волжский. Данный экземпляр представлял интерес тем, что был выпущен компанией «Волжанин» полтора десятка лет назад, то есть на заре ее существования. Коробчатый непритязательный кузов без каких-либо дизайнерских изысков, содрогающийся от вибраций незатейливый салон с сиденьями-банкетками, аскетичное место водителя и недостаточная по нынешним меркам шумоизоляция моторного отсека – по сравнению с этим динозавром предоставленный нам для теста современный «Волжанин Ситиритм 12» выглядел так, словно прибыл из другого измерения. Во многом так оно и есть: за годы, прошедшие с тех пор, как компания освоила в производстве первую модель собственной разработки, она выросла из небольшого сборочного производства ликинских машин в крупнейшее предприятие своего региона, одного из наиболее передовых в стране изготовителей автобусной техники, создав у себя хорошо оснащенное конструкторские бюро и мощную производственную базу. Естественно, и автобусы «Волжанин» теперь выпускает совсем другого уровня!
По внешнему виду «Ситиритм» не спутаешь ни с одним другим отечественным аналогом. Да и на зарубежные модели он не сильно похож, в чем видится одно из важнейших его преимуществ: иметь собственное «лицо» сегодня отважится далеко не всякий автопроизводитель. Нельзя не признать, что «Ситиритм» получился красивым и элегантным: на «Волжанине» всегда придавали важнейшее значение работе дизайнеров, и это не могло не принести свои плоды. С такой внешностью действительно не грех попытать счастья на европейских дорогах!
Тем более, что агрегатная база у «Ситиритма» для этого более чем подходящая: в моторном отсеке установлен рядный 6-цилиндровый дизель Deutz, а систему рулевого управления, как и все основные узлы и агрегаты трансмиссии (коробку передач, переднюю ось и задний мост) поставляет компания ZF.

Место работы

Как уже говорилось, оказавшийся у нас на испытаниях экземпляр «Ситиритма» был предназначен для сертификации в Европе. Поэтому войдя через переднюю дверь в его салон я совсем не удивился, увидев вместо привычной для нашей страны полностью изолированной кабины лишь полукруглый барьерчик метровой высоты.
Проход к водительскому сиденью свободный: обычно препятствующего этому рычага коробки передач здесь нет – модель оборудована «автоматом», кнопки управления которым вынесены на правую сторону приборной панели. Да, эта панель не столь наворочена, как у некоторых других современных автобусов, но вполне элегантна, а главное, удобна: ни к чему не надо тянуться, все под рукой. Кроме того, водители наверняка оценят небольшую емкость для всякой мелочевки, расположенную слева на подоконнике. Интересно, что конструкторы вынесли на тот же подоконник рычажок стояночного тормоза, а управление климат-контролем и магнитолой для экономии места разместили на потолке!
Теперь перейдем в пассажирскую часть салона. Здесь полностью низкий пол, первая ступенька которого возвышается всего лишь метрах в трех от «кормы», то есть непосредственно перед самым моторным отсеком. Жаль, что не удалось обойтись совсем без нее, ведь кое у кого из конкурентов это получилось.
Как и во всех европейских моделях, у «Ситиритма» на передней и задней стенках центральной накопительной площадки установлены откидные сиденья. Есть и одноместное сиденье, значительно увеличенное по ширине (его еще называют «биг мама»), специально предназначенное для граждан чрезмерно грузной комплекции. Все остальные посадочные места – с пластиковыми ручками на спинках и, что необычно для городской машины, оборудованные подлокотниками, а внутренние пространство салона зрительно увеличено благодаря чуть сферической форме крыши. Впрочем, в автобус я вошел не в качестве пассажира – пора опробовать его за рулем!

Манеры европейца

На ходу повадки у «Ситиритма» чисто европейские: чуть надавил на педаль газа, и машина предельно плавно начинает набирать ход; убрал ногу с педали, и она сама останавливается. Так что тормозом целесообразно пользоваться лишь в тех редких случаях, когда требуется резко сбросить скорость – даже при небыстром движении его использование сопровождается заметным клевком.
Управление 6-диапазонной автоматической коробкой передач ZF 6HP502C – проще не бывает: помимо режима drive здесь есть еще три, ограниченные использованием одного, двух или трех диапазонов. Их выбор напрямую зависит от условий движения и повышает интенсивность набора скорости. Причем переключение между диапазонами происходит совершенно незаметно: без рывков, толчков или завывания двигателя.
Рулевое управление тоже работает на пятерку: автобус прекрасно входит в поворот даже на высокой скорости. Меняя курс отлично чувствуешь траекторию движения и можешь без труда корректировать ее – машина четко следует за поворотами руля. Поэтому пройти обозначенную конусами змейку для меня не составило особого труда – даже хорошо разогнавшись «Ситиритм» отменно меняет направление движения слева направо и обратно. Одним словом, управлять автобусом легко: он замечательно слушается руля, а маневрирование упрощено благодаря прекрасному чувству габаритов и отсутствию необходимости работать рычагом «коробки», выбирая нужную передачу.
В общем, на мой взгляд, любой экзамен на допуск в Европу «Ситиритм» пройдет без особого труда. Думается, именно благодаря соответствию европейским требованиям и стандартам он стал одним из самых популярных автобусов в обеих российских столицах – Санкт-Петербурге и Москве. Будем надеяться, что данную модель «Волжанина» по достоинству оценят и перевозчики из других стран – все необходимое для этого у него есть.

Технические характеристики «Волжанин Ситиритм 12» (4х2)

Габаритные размеры, мм    11 950х2550х2930
Колесная база, мм    5950
Пассажировместимость, чел.    103
Число сидячих мест    31+4 откидных
Полная масса, кг    18 500
Двигатель    Deutz BF6M1013FC
Рабочий объем, л    7,15
Мощность, л.с./мин-1    285/2300
Крутящий момент, Нм/мин-1        1050/1400
Тип и число ступеней КП    автоматическая, 6
Шины    275/70R22,5

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее