Архив публикаций

Лучшие из лучших

Опубликовано: сайт Trucklist.ru (2010-05-08)

Раздел: Экономика и маркетинг

Наша страна уникальна тем, что на ее просторах продаются грузовики и автобусы, произведенные едва ли не во всех уголках планеты. Кто из них лучше и почему? Очередной раз на этот вопрос ответило жюри ежегодного конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России», итоги которого были подведены в ходе проходившей в апреле выставки «Коммерческий транспорт 2010».
Как это делается?

Традиционно проводимый в рамках выставки «КомТранс» ежегодный конкурс «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в этом году отметил свое 10-летие – это самый старый из подобных конкурсов в нашей стране. И самый объективный. Его жюри состоит из десяти профессиональных журналистов, представляющих независимые российские издания, пишущие о грузовиках и автобусах.
Победители определяются в пяти номинациях, в каждой из которых за первенство борются сразу несколько моделей. Все они должны соответствовать определенным техническим параметрам, обладать достаточной степенью новизны и быть выведенными на российский рынок в год, предшествующий году проведению конкурса.
Процедура определения победителя в принципе проста: председатель жюри собирает у остальных его членов предложения по участию в конкурсе тех или иных моделей, для каждой из номинаций выявляет три наиболее часто упоминаемые, после чего члены жюри выражают свои предпочтения присуждением номинированным автомобилям определенного количества баллов. У голосующих в распоряжении дюжина баллов для каждой из номинаций, при этом одной модели можно отдать не более семи. Лидер выявляется простым суммированием полученных баллов. Какой автомобиль набрал их больше, тот и победил.
Нужно отметить, что информация по распределению баллов для членов жюри не тайна – каждый и них может убедиться, что его голос принят и учтен правильно. Это устраняет возможность «подправить» итоги конкурса со стороны его организаторов и сводит к минимуму влияние возможной ангажированности кого-то из голосующих. Подобный подход к выявлению победителей сделал конкурс «Лучший коммерческий автомобиль года в России» наиболее уважаемым и авторитетным в стране.

Мистер Россия

Согласно подведенным итогам конкурса в номинации «Грузовик года» (включает автомобили полной массой более 3,5 т) победу одержал МАЗ-5440А9 (45 баллов), опередив «магистральник» Mercedes-Benz Actros 3-го поколения (39 баллов) и внедорожный «Урал-44202-0311-059» с «ивековской» кабиной и новым пластиковым капотом (32 балла).
Конечно, с технической точки зрения Actros наверняка как минимум не хуже минского седельного тягача, но по сравнению с автомобилем предыдущего поколения в него внесено лишь два десятка изменений, в своем большинстве незначительных, тогда как конструкторы МАЗа оснастили свою новую машину серьезно модернизированной кабиной, доработанной трансмиссией и новейшим ярославским дизелем ЯМЗ-650. А Уральскому внедорожнику чтобы показать более высокий результат не хватило в первую очередь более современного силового агрегата и более агрессивного продвижения на рынок.
В номинации «Малотоннажник/фургон года» (к ней относятся модели полной массой до 3,5 т) лидером стал Peugeot Partner New VU (37 баллов). Победа хотя и не безоговорочная, но заслуженная: в отличие от другого очень сильного претендента, Ford Transit Connect (36 баллов), этот «каблучок» представляет собой первую на рынке модель, которая при сохранении грузовых возможностей на уровне предшествующей модели по комфорту и управляемости практически сравнялась с легковушками. Ну а третье место заняла полноприводная модификация Volkswagen Caddy 4 motion.
В номинации «Автобус года» российская модель ПАЗ-3204 заняла почетное третье место (31 балл). Никто не спорит: конструкторы Павловского автобусного завода много сделали чтобы на маршруты вышла достойная замена стареющего ПАЗ-3205, но, все же, эта модель представляет собой не принципиально новую разработку, а глубокую модернизацию уже выпускавшегося автобуса, да и по применяемым техническим решениям бившиеся за победу в данной номинации зарубежные лайнеры оказались далеко впереди. Между тем Scania OmniExpress обошла «пазик» всего лишь на один балл (32 балла), а победителем стал Mercedes-Benz Travego (39 баллов) – роскошный «турист» столь высокого класса, о котором российские аналоги пока могут только мечтать.

Успешным и перспективным

Еще две номинации конкурса напрямую не связаны с вышедшими на российский рынок в 2009 году серийными моделями. Первая, «Перспектива года», определяет победителей среди грузовиков и автобусов, которые пока представлены лишь в качестве опытных образцов, а вторая, «Специальный приз», призвана оценить успехи той или иной компании в освоении рынка коммерческого автотранспорта нашей страны.
В номинации «Перспектива года» победу одержал КАМАЗ-65117 (31 балл). Тот, который первым из серийных камских грузовиков получил рестайлинговую кабину. Всего на один балл отстал от него КрАЗ С20.0 (30 баллов) – опытный образец кременчугского бескапотного самосвала. В отличие от КАМАЗа это не модернизированная, а принципиально новая машина, освоение которой в производстве сулит АВТОКРАЗу самый настоящий прорыв! Новый сочлененный автобус МАЗ-205 (27 баллов) получил третье место во многом потому, что завод ориентировал эту модель в первую очередь на европейский рынок – даже ее премьера состоялась в бельгийском Кортрейке.
В битве за «Специальный приз» сошлись две отечественных компании и одна западная. Она и заняла призовое место. Это Volvo Trucks (32 балла), главным козырем которой стал построенный в Калуге сборочный завод, где в 2009 году освоили выпуск магистрального Volvo FH и регионального Volvo FM. На втором месте Sollers (30 баллов), основная заслуга которого –развитие в сложнейших кризисных условиях проекта выпуска в Елабуге малотоннажников Fiat Ducato. И третье место с минимальным отрывом занял автомобильный завод «Чайка-Сервис» (29 баллов). Почему это предприятие вообще оказалось среди призеров? В 2009 году оно несмотря на сложности в экономике страны смогло внедрить в серию несколько интересных новинок и немало сделало для создания системы поддержания высокого качества выпускаемой продукции, что для постсоветского автопрома можно рассматривать как одно из наиболее значимых достижений!
Стоит отметить, что прошедший в этом году конкурс отличает как никогда острая и напряженная борьба в большинстве номинаций – разброс баллов в некоторых из них оказался минимальным! Это значит, что качество, характеристики и сервисное сопровождение выводимой на рынок отечественной и зарубежной техники постепенно выравниваются, приближаясь к единым, достаточно высоким стандартам. Приято сознавать, что свою роль в этом процессе сыграл в том числе и конкурс «Лучший коммерческий автомобиль года в России».

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее