Архив публикаций

Подняться со дна

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2010-03-15)

Раздел: Экономика и маркетинг

Российский рынок коммерческих автомобилей в 2009 году пережил сокрушительное падение. Сумеет ли он восстановиться, и если сумеет, то сколько на это уйдет времени? Начнется его подъем уже в этом году или же дно еще не достигнуто?
Ситуация выправляется?

Выпуск отечественных грузовиков всех типов и классов в 2009 году сократился в 2,8 раза, а продажи тяжелых моделей зарубежного производства рухнули в пять раз! Казалось бы, дно уже под ногами, и теперь производство коммерческой автотехники наконец-то начнет расти, но начавшийся год показал, что погружение в кризисную трясину продолжается. По данным «АСМ-холдинга», в январе 2010 года по отношению к январю года минувшего выпуск грузовых автомобилей сократился на 47,4%, автобусов – на 60%.
К счастью, продолжают тонуть не все: Камский автозавод в первом месяце года более чем двукратно превзошел свои прошлогодние показатели, в плюс вышли «АМУР» и «Ивеко-АМТ». Но сократили производство Уральский автозавод (-55,2%), ЗИЛ (-73,6%), и ТАГАЗ (-96,3), а два ведущих отечественных производителя малотоннажников, ГАЗ и УАЗ, в январе вообще временно приостановили работу.
Тем не менее, есть уверенность, что в самое ближайшее время ситуация начнет выправляться – производители говорят, что есть ощущение увеличения спроса на выпускаемую технику. Например, Камскому автозаводу в этом январе удалось продать на так называемом открытом рынке (то есть без учета программ госзакупок) свыше 1000 грузовиков, а это в три раза больше, чем в январе 2009 года. ГАЗ почти весь первый месяц года был на каникулах, одновременно ведя подготовку производства «Газели Бизнес», и рассчитывает наверстать упущенное уже в феврале-марте. УАЗ в этом году тоже начал работать лишь в феврале и тоже надеется улучшить прошлогодний результат по итогам 12 месяцев. Представители Sollers уверяют, что заказы от дилеров на поставку Fiat Ducato в этом году заметно возросли. То, что ситуация в машиностроении постепенно выправляется, подтверждает и наблюдаемая в экономике тенденция: за первый месяц 2010 года по сравнению с тем же периодом года минувшего рост производства в обрабатывающих отраслях составил 7,8%.

Условия подъема

– Восстановление рынка коммерческих автомобилей в России начнется только после того, когда все 100% уже эксплуатируемых грузовиков окажутся в работе – так в одном из своих интервью сказал генеральный директор ООО «МАН автомобили Россия» Пер Густав Нильссон.
Но одна лишь полная загрузка существующего парка транспортных средств – еще не гарантия восстановления прежних объемов реализации грузовой техники: чтобы ее продажи вышли на докризисный уровень требуется вернуться к докризисным условиям их финансирования. Сейчас же, несмотря на то, что и банки, и сами производители придумывают всевозможные кредитные и лизинговые схемы, процентная ставка все еще не выглядит привлекательной для того, чтобы сотрудничество перевозчиков и кредиторов восстановилось в прежних объемах. К тому же тарифы на перевозки упали, и, что еще хуже, многие транспортные компании продолжают испытывать трудности с получением оплаты за уже сделанную работу (слишком велика рассрочка платежа). А посему они просто не в состоянии наскрести денег на приобретение новых автомобилей. Отсюда вывод: покупательная способность перевозчиков восстановится лишь после того, как восстановится платежеспособность их партнеров из других отраслей. Быстро это не произойдет: строительные компании, одни из главных заказчиков тяжелых грузовиков, еще только начинают оправляться после обрушения экономики; серьезно пострадал от кризиса и малый бизнес – основной потребитель малотоннажников.
Нельзя не учитывать также и то, что сейчас под снегом простаивают сотни автомобилей, которые лизинговые компании и банки забрали у их бывших владельцев, когда-то позарившихся на заемные средства, а теперь испытывающих финансовые трудности. И если появится спрос, то первыми своих покупателей найдут именно они, а не только что изготовленные или завезенные машины.

Заводы рассчитывают…

Импортеров коммерческой автотехники итоги работы в 2009 году привели в шок. Не удивительно: четыре года подряд российский рынок грузовиков увеличивался двукратно и в 2008 году чуть было не стал вторым в Европе, а затем – 80-процентный провал! И это при том, что рынки других стран упали не более чем на 35-60%. В целом большинство из представителей зарубежных компаний сходится во мнении, что восстановление сбыта коммерческой техники в докризисных объемах в России можно ожидать не раньше 2013 года, а от года наступившего ничего хорошего не ждут, скромно мечтая лишь окончательно избавиться от складских запасов.
Ну а каких результатов планируют достичь наши автопроизводители? Согласно материалам недавно принятой программы развития Камского автозавода, ощутимый подъем экономики России можно ожидать в 2011 году, а полное восстановление объемов продаж на внутреннем и внешнем рынках удастся достичь не ранее 2013 года. А что же наступивший год? К его завершению КАМАЗ рассчитывает изготовить 27,2 тыс. автомобилей против 23 тыс. в году минувшем, то есть на 18% больше. УАЗ прогнозирует общий рост своего производства на 23%. ГАЗ собирается за год выпустить 65 тыс. грузовых автомобилей, из которых 50 тыс. – малотоннажники. Предполагаемый рост ¬– 27,5%. Есть и такие, кто строит еще более смелые планы. Например, Sollers уверен в увеличении годовых продаж изготавливаемых в Елабуге малотоннажников Fiat Ducato с 8,3 в 2009 до 15 тыс. в 2010 году, а это почти двукратное увеличение производства! А АВТОКРАЗ, выпустивший в прошлом году всего 280 грузовиков (реализовано 654), в этом году собирается изготовить 2400. То есть добиться более чем восьмикратного роста!
Впрочем, строя прогнозы на восстановление рынка, прежде всего следует брать в расчет планы флагманов отечественной автомобилестроительной отрасли. В сегменте коммерческих автомобилей это Группа ГАЗ и КАМАЗ. И если сделать поправку на традиционно присущий им оптимизм, можно сказать, что в 2010 году по предварительным прикидкам рынок грузовой автотехники в России вырастет на 10%, максимум – на 15%. То есть на быстрое восстановление докризисных объемов продаж можно не рассчитывать, для этого понадобиться минимум года три. Но в столь невысоких темпах можно увидеть и оборотную сторону медали: рынок коммерческих автомобилей, в отличие от всех прошлых лет, будет оставаться не рынком продавца, а рынком покупателя. Это пусть небольшой, но все же плюс для тысяч российских перевозчиков, которые начиная с конца 2008 года испытывают огромные трудности в своей работе.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее