Архив публикаций

Движение без опасности

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2010-01-15)

Раздел: Экономика и маркетинг

Несмотря на постепенное снижение количества ДТП и общего числа погибших на российских дорогах, по цифрам безвозвратных людских потерь и величине материального ущерба Россия продолжает значительно опережать любое из европейских государств. Однако, в 2010 году в деле обеспечения безопасности дорожного движения вполне можно ждать начала решительного изменения ситуации.
Транспорт и безопасность

Как это ни печально, но наша страна особенно отстала от европейских стран в деле обеспечения безопасности движения коммерческого и общественного транспорта. Например, среди автомобилей, задействованных в осуществлении перевозок грузов, бортовыми регистраторами, более известными как тахографы, в настоящее время оснащены главным образом только те, которые выполняют зарубежные рейсы. То есть на деле проконтролировать соблюдение режима труда и отдыха водителями подавляющего большинства движущихся по дорогам страны грузовиков у сотрудников дорожной инспекции нет никакой возможности. Ведь в настоящее время реально работающих тестов на усталость не существует. Единственный аргумент для такой проверки – «шайба» тахографа, но самих тахографов в российских коммерческих автомобилях за редким исключением попросту нет. Во многом поэтому мы можем столь часть наблюдать картину, когда по несколько суток не вылезавший из-за руля водитель, не в силах бороться со сном, в лучшем случае отправил свою фуру в кювет, а в худшем – со всеми вытекающими последствиями вырулил на полосу встречного движения.
В деле осуществления пассажирских перевозок ситуация складывается не лучше. Только за девять месяцев 2009 года зарегистрировано более трех тысяч дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей автобусов. В них погибли 224 человека и получили ранение почти 5 тыс. человек! В подавляющем большинстве случаев причиной произошедшего стало или умышленное пренебрежение правилами дорожного движения или грубое нарушение режима труда и отдыха. В Европе для борьбы с обоими названными проблемами активно применяют различные технические средства контроля.

Техника против халатности

Для обеспечения безопасности дорожного движения в мире не придумано ничего такого, что не было бы хотя бы в теории известно у нас. Например, те же тахографы: правила их применения на автотранспорте утверждены приказом Министерства транса России более десяти лет назад! Тем не менее бортовые регистраторы получили свое распространение лишь на грузовиках и автобусах, совершающих перевозки за рубеж. Оно и понятно – без этого их туда просто бы не пустили. Кроме того, подобными устройствами оборудуют новые автобусы для междугородных перевозок вместимостью более 20 человек. Но все это – капля в море!
Столь прискорбная ситуация сложилась из-за того, что для постоянного откладывания внедрения тахографов на транспорте, осуществляющем внутренние перевозки, всегда находилось множество причин. Хотя главная и, скорое всего единственная причина подобного положения дел – отсутствие государственной воли для претворения благих намерений в реальную жизнь. В тех постсоветских государствах, например, в Эстонии, где подобная воля была проявлена, тахографы довольно быстро и успешно вписались в общую транспортную картину. Это позволило не только уменьшить количество ДТП на 20-30%, но и более чем на треть снизило расходы на техническое обслуживание автотранспорта!
Об еще одном типе технических устройств – алкозамках, препятствующих управлению автомобилем пьяным водителем – наш журнал подробно писал в конце прошлого года. В Швеции, США и Канаде они применяются достаточно широко и получили положительные отзывы как со стороны госорганов, так и со стороны транспортных компаний. Внедрение алкозамков на автомобилях всех водителей, входящих в группу риска, приводит к снижению смертности на дорогах на 5-15% и уменьшает количество алкогольного рецидивизма более чем на 50%. Одна беда – средняя стоимость этих устройств даже без учета установки составляет 1500 евро, поэтому их широкомасштабное внедрение скорее сего невозможно без внушительных инвестиций со стороны государства. Но реальны ли они в нынешних экономических условиях?
В финансовом плане лучше обстоят дела с реализацией программы по применению отечественной спутниковой системы контроля за транспортом ГЛОНАСС. Правда, она не может определить ни степень утомленности, ни степень алкогольного опьянения водителей, то есть не способна бороться с главными причинами ДТП.

Что ждать в наступившем году?

Несколько ужасных аварий, произошедших с рейсовыми автобусами в 2009 году, заставили государственные органы обратить более пристальное внимание на проблему безопасности грузовых и пассажирских перевозок. Генеральный прокурор Юрий Чайка предложил подготовить дополнения в закон «О безопасности дорожного движения», предписывающие оснастить тахографами все без исключения автобусы с общим числом мест более девяти и установить административную ответственность за нарушение режима труда и отдыха со стороны их водителей. А Министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу рекомендовал оборудовать все автомобили в России алкозамками. Инициативу поддержал Министр МВД Рашид Нургалиев. НИИАТ обратился в правительство с инициативой продумать вопрос об оснащении тахографами к середине июня 2010 года всех транспортных средств полной массой свыше 3,5 т, участвующих в перевозках грузов или пассажиров. Впрочем, все это лишь пожелания. А предприняты ли какие-либо практические шаги? Да, но пока лишь на уровне поручений.
Правительственная комиссия 17 июля 2009 года поручила МВД, Минтрансу и Минпромторгу подготовить и внести в правительство проект закона об оборудовании всех автобусов тахографами. Через полтора месяца после этого Дмитрий Медведев утвердил поручение правительству страны обеспечить введение в действие данного положения с 1 января 2010 года, включив требование использования бортовых регистраторов в документы о лицензировании деятельности автобусных перевозчиков. А вот про их применение на грузовиках – по прежнему ни единого начальственного слова. Тем не менее, первый шаг, точнее, небольшой шажок в деле повышения контроля за коммерческими перевозками нашему государству все же сделать удалось, и какие-то изменения в работе автомобильного транспорта на наступившем году произойдут обязательно. Посмотрим, смогут ли они создать основу для общего изменению ситуации. Или же с целью дальнейшего развития мер по обеспечению безопасности дорожного движения придется дожидаться новых трагедий на дорогах?

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее