Архив публикаций

Уроки года

Опубликовано: Журнал "Коммерческие авто" (2009-11-19)

Раздел: Экономика и маркетинг

В октябре-ноябре 2008 года мировой финансовый кризис накрыл российский автопром: началось затоваривание площадок готовой продукции, большинство заводов приостановили выпуск автомобилей, рабочие отправились в вынужденные отпуска. С тех пор прошел год. Стала ли сложившаяся ситуация стимулом для реформирования отрасли?
Гордиев узел

Пришедший в страну во второй половине 2008 года финансовый стал реальным шансом перестроить российскую экономику в целом и отдельные ее отрасли в частности. К сожалению, автомобильная отрасль оказалась в числе самых запущенных: системных проблем, ставящих под сомнение не только ее развитие, но и сохранение как таковой, в ней накопилось едва ли не больше, чем в любой другой отрасли промышленности страны. Перечислим лишь некоторые.
1. Устаревший модельный ряд. Основу производственной программы российских автогигантов по сей день составляют модели, разработанные и поставленные на конвейер в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Новинки, созданные в эпоху рыночных отношений и запущенные в серийное производство, можно пересчитать буквально по пальцам. То есть основная продукция автозаводов заведомо неконкурентоспособна по сравнению с зарубежными аналогами.
2. Медленное обновление производственных фондов: большинство предприятий автомобильной отрасли, за исключением нескольких новых сборочных производств, вынуждены использовать оборудование, введенное в строй еще в середине минувшего века.
3. Переизбыток рабочей силы, занимаемых территорий и непрофильных активов – это наследство советских времен приводит к неоправданному завышению стоимости выпускаемой техники.
4. Отсутствие экспорта в развитые страны – данная проблема напрямую вытекает из первых трех. В современном мире ориентация исключительно на внутренний рынок ведет национальный автопром к деградации. Ярчайший тому промер – нынешнее удручающее положение «большой тройки» в США, не придававшей должного значения экспорту своих автомобилей.
5. Отсутствие приемлемых для основной части автоперевозчиков финансовых механизмов, эффективно стимулирующих продажи автотехники.
Конечно, у российской автомобильной отрасли к началу кризиса накопилось немало и других проблем, например, дороговизна инвестиционных банковских кредитов и отсутствие реальной поддержки со стороны государства (все последние 15 лет отечественные автозаводы существовали не благодаря, а вопреки проводимой им политике). Но в данном случае мы говорим лишь о тех проблемах, решение которых напрямую зависит от самих автопроизводителей. Все они известны давно, но всерьез разобраться с ними долгое время не получалось. Кризис же предоставил отрасли шанс, что называется, разрубить гордиев узел одним ударом. Удалось ли им воспользоваться?

Частичное решение

Начнем с последнего из вышеперечисленных пунктов. Здесь российские автопроизводители как будто справилась с задачей, самостоятельно или с партнерами разработав лизинговые и кредитные программы, позволяющие приобретать выпускаемую технику на более выгодных, чем прежде, условиях. Правда, их реальную действенность удастся оценить лишь через полгода-год, то есть в лучшем случае к середине 2010 года. Но, тем не менее, в данном случае задачу можно назвать решенной.
Что касается устаревших производственных фондов, то случившаяся в начале кризиса девальвация рубля позволяла купить зарубежное оборудование с меньшими затратами, но за редким исключением все автопроизводители предпочли заморозить инвестиции в свое развитие. Чего, кстати, не сделали компании, выпускающие специальную и прицепную технику. Почему? Дело в том, что большинство из них успели создать максимально эффективную в рыночных условиях производственную систему еще в докризисные времена, а потому экономические трудности не легли на них столь тяжким бременем, как на автогиганты, которым каждое новое правительство навешивало на шею все более тяжелую гирю под названием социальная ответственность бизнеса.
Кризис во многом привел в чувство поборников идеи социальной поддержки за счет наиболее крупных собственников, благодаря чему последние получили первый за всю историю постсоветской России шанс привести свой бизнес в соответствии с рыночными реалиями. Обывателю эти процессы лучше всего видны на примере мелькающего на всех телеканалах АВТОВАЗа, которому наконец-то позволили передать социальную инфраструктуру на государственный баланс и сократить тысячи рабочих, хотя подобное происходит практически на всех автозаводах страны, где в большей, а где в меньшей степени. Причем в меньшей не потому, что власти заставляют собственников сохранять за собой те или иные социальные объекты или определенную численность персонала, а потому, что некоторые из автопроизводителей все же сумели начать эти процессы раньше. Но даже перед ними кризис открыл непочатый край работы: практически каждый автозавод отчитался о реорганизации занимаемой территории, о перестройке производственных процессов, о более рациональном использовании зданий и сооружений, о снижении расхода материалов, о переходе к более эффективным технологиям, о резком сокращении потребления электроэнергии, газа и воды. То есть в кризисный год собственники были вынуждены пойти на те мероприятия по оптимизации производства, до которых раньше у них просто не доходили руки. Объективно это подняло конкурентоспособность нашего автопрома и положительно скажется на его развитии.
А вот с экспортом отечественных автомобилей в развитые страны дело не сдвинулось с мертвой точки. Да, третий мир как и прежде открыт для сбыта российской автотехники, но потенциал его рынка не идет ни в какое сравнение с потенциалом рынка стран с развитой экономикой. Все упирается в отсталость продукции наших предприятий. И кризис, к сожалению, пока никак не отразился на решении данной проблемы – инвестиции в перспективные разработки сокращены до минимума. Да, новые модели у российских автозаводов появились даже в кризисный год, но всех их разрабатывали в первую очередь для внутреннего рынка, а не для конкурентной борьбы за пределами СНГ. Так что не стоит ждать хоть какого-то увеличения экспорта. А значит, новинки в лучшем случае позволят автозаводам сохранить статус-кво, но к необходимому как воздух резкому увеличению выпуска их появление, к сожалению, не приведет.
Одним словом, кризис хотя и сдвинул с мертвой точки решение части казалось бы неразрешимых проблем, абсолютной панацеей для выздоровления автомобильной отрасли пока не стал. Впрочем, его последствия российский автопром будет ощущать как минимум до конца 2012 года, а значит, время воспользоваться предоставленным шансом еще есть.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее