Архив публикаций

Свой собственный сервис

Опубликовано: Журнал "Коммерческие автомобили" №7, 2008 (2008-07-12)

Раздел: Перевозчики

В компании «ИНКО» приступила к работе новая ремонтная зона, позволившая значительно сократить число обращений в фирменные автосервисы.
Должен признать: в работающих на территории России автотранспортных предприятиях современная обособленная ремонтная зона по нынешним временам – большая редкость. У тех автоперевозчиков, что приступили к работе в эпоху экономических реформ, на ее организацию никогда не хватало свободных денег, да и автомобили в количестве, достаточном для окупаемости собственного сервиса, у большинства из них если и появились, то только в самое последнее время. Ну а у тех, что существуют еще с советских времен, ремзона хотя во многих случаях и сохранилась, но вот термин «современная» к ней применим, мягко говоря, далеко не всегда: иногда это просто жуткое по виду, закопченное и промасленное от пола до потолка полутемное и плохо вентилируемое помещение с оборудованием чуть ли не середины прошлого века. Поэтому, когда в прошлом году мне довелось делать материал о компании «ИНКО», специализирующейся на таком интересном и многотрудном деле, как дистрибуция замороженных пищевых продуктов (см. «Коммерческие автомобили» №2 за 2007 год), я был несколько заинтригован планами ее руководства ввести в строй современную ремонтную зону, отстроив ее практически с нуля! И вот теперь мне снова довелось побывать в гостях у упомянутой компании. И действительно, рядом с терминальным комплексом, возле которого в любое время суток можно наблюдать целый рой разнокалиберных фур и развозных грузовиков, выросло современное двухэтажное здание, со стороны здорово напоминающее те, что строят иномарочные автосервисы. Вот она, новая ремзона! Такая, о которой любое автотранспортное предприятие может только мечтать.
Строительство, оснащение и введение в эксплуатацию ремонтной зоны заняло у специалистов «ИНКО» около 8 месяцев – возведение корпуса началось прошлым летом, а в конце марта на его площадях уже обслуживали первые грузовики. Здание сооружено по широко применяемой сейчас технологии, когда сначала изготавливают металлический каркас – своеобразный хребет всей конструкции, а затем его обшивают материалом, созданным по технологии сендвич-панелей, одновременно легким и с отменной теплоизоляцией. И с наружи, и изнутри ремзона смотрится не просто ново – современно! И очень аккуратно. Аналогичные по назначению ремзоны на территории некоторых действующих уже не одно десятилетие транспортных предприятий, которых автор этих строк на своем веку видел немало, выглядят по сравнению с ней просто анахронизмом!
Все ремонтное оборудование в здании сосредоточено на первом этаже в просторном помещении, куда ведут четыре створа ворот. Но технологических ям, которые используют при работе с ходовой частью грузовиков и замене масла в их агрегатах, только три – напротив еще одних ворот поставлен мощный подъемник, а также оборудование для размораживания так называемых накопителей холода, которые расположены в изотермических кузовах применяемых компанией автомобилей-рефрижераторов. За время работы эти накопители обрастают сильно снижающей их эффективность ледяной «шубой», поэтому регулярно, с интервалом две-три недели, приходится проводить их разморозку. Летом никакой сложности в этом нет, а вот в холодное время года без спецоборудования обойтись очень проблематично.
Кроме четырех вышеупомянутых постов в просторном помещении первого этажа распложено оборудование для шиномонтажа и слесарно-сварочное оборудование, под потолком во всю его длину вытянулась мощная кран-балка, а за стеклянными перегородками сделаны три обособленных административных бокса. Еще в одном отдельном боксе размещена мойка: на предприятии сочли нецелесообразным приобретать громоздкие щеточные машины и вполне успешно обходятся двумя «Керхерами», один из которых может подогревать подаваемую под давлением водяную струю.
Второй этаж – комплекс бытовых и служебных помещений. Самое просторное из них – раздевалка, рассчитанная примерно на сотню человек. В ней стройными рядами разместились несколько десятков новеньких с иголочки типовых стальных шкафчиков, в которых хранится спецодежда работающих в «ИНКО» водителей. Везде число и аккуратно, у самой двери – небольшая урна, над ней на стене – высокое, почти в полный рост зеркало: все выглядит как в подобных помещениях серьезных западных компаний! По соседству с раздевалкой расположены еще несколько кабинетов для персонала, а также сопоставимое по площади просторное помещение для занятий по безопасности движения. Кто не знает: согласно действующим требованиям ГИБДД с водителями служебного транспорта требуется регулярно проводить подобные занятия, вот для них-то и подготовлен специальный класс.
Есть у нового здания и еще один этаж. Хотя он, если так выразиться, нулевой, но сделан тоже на общем высоком уровне. Главная его функция – чисто бытовая: здесь организовано несколько душевых: согласитесь, вымотанному за долгий рабочий день, пропахшему полным букетом технических жидкостей механику вовсе не покажется излишним принять теплый душ прежде чем надеть свою обычную одежду вместо рабочего комбинезона.
Несколько отдельных слов надо сказать о применяемом оборудовании. Оно по большей части иностранное: подъемник, шиномонтажный комплекс, даже ручная уборочная машина, за полчаса натирающая до блеска полы во всем помещении ремзоны – итальянского производства. Для замены масла применяется комплекс оборудования «Мобил» – эта компания предоставила его безвозмездно по специальной программе, рассчитанной на клиентов, заключающих годовые договоры о приобретении определенных объемов смазочных жидкостей. Не будет лишним упомянуть и автоматическую противопожарную систему – это тоже обязательное оснащение для подобных ремзон. В отличие от других аналогичных систем ее распылители расположены не на потолке, а по периметру основного помещения. Их мощные раструбы способны накрыть всю площадь первого этажа широким фонтаном пламегасящего вещества.
Наконец, обогрев нового корпуса ремонтной зоны осуществляется недавно отстроенной автономной котельной. Причем котельной необычной – в стране такие можно по пальцам пересчитать! Ее принцип работы – ноу-хау одной из отечественных самолетостроительных фирм. Для подогрева воды здесь применяют не допотопный уголь и даже не природный газ, а куда более эффективную технологию. Вкратце суть ее такова: установка состоит из двух роторов, через которые проходит подаваемая в здания вода. Один из них неподвижен, другой вращается, благодаря чему в жидкости на молекулярном уровне происходит внутреннее трение, а значит, осуществляется нагрев. В эффективности такая котельная не уступает традиционным, но обладает полной независимостью от поставщиков топлива – ведь для ее работы нужна исключительно электроэнергия, и все! Таким вот образом высокие технологии добрались и до российских автотранспортных предприятий.
Если же резюмировать свои впечатления от увиденного, то можно сказать так: «ИНКО» построила у себя современную, хорошо оснащенную исходя из уровня поставленных задач ремзону, решив тем самым значительное число наболевших, тормозящих развитие бизнеса проблем, связанных с сервисным обслуживанием и ремонтом эксплуатируемых автомобилей. Эта ремзона уже вступила в строй и, как и рассчитывало руководство компании, благодаря ей значительно сократились нецелевое использование водителей, уменьшилось время на обслуживание и ремонт техники, а расходы, приходящиеся на данную статью, удалось снизить почти на треть. Значит, есть все основания предположить, что подобные ремзоны: новые, современные, хорошо оснащенные, оправдают себя и в других российских автотранспортных предприятиях. Во всяком случае они будут демонстрировать свою востребованность до тех пор, пока компании-производители коммерческой автотехники не разовьют свою сервисную сеть хотя бы до минимально приемлемого уровня, позволяющего качественно и без задержек обслуживать автомобили в количестве, в котором эти самые производители успели их продать. Впрочем, в то, что им это удастся сделать быстро, верится с трудом. А раз так, то почему бы автоперевозчикам, во всяком случае тем, у кого в парках насчитывается более полусотни машин, не последовать примеру «ИНКО»?

Сергей Тарасов, директор по логистике компании «ИНКО»:

- Для такой крупной дистрибьюторской компании, как «ИНКО», собственная ремонтная зона прежде всего выгодна экономически. Почему? Во-первых, мы экономим время, которое тратили на перегон автомобиля на сервис и обратно, значит, с маршрута он снимается на менее продолжительный срок. Во-вторых, экономим деньги, которые заложены как чистая прибыль у любого фирменного автосервиса. В-третьих, водитель не отвлекается от своих основных функций – вместо поездки в сервис и обратно он просто пересаживается на другой автомобиль. Наконец, в-четвертых, в собственной ремзоне мы можем контролировать процесс проведения ремонта – были случаи, когда фирменные сервисы совершенно немотивированно увеличивали количество осуществляемых операций и заменяемых запчастей на наших автомобилях, что значительно и совершенно неоправданно приводило к возрастанию стоимости ремонта. Одним словом, плюсы от организации собственной ремзоны очевидны и выглядят особенно ощутимо, если учесть, что наша компания эксплуатирует не пять-десять, а более полусотни грузовиков плюс значительное число агентских легковых автомобилей, которым, даже если не брать в расчет какие-то поломки, как минимум надо регулярно проводить ТО, что прежде делалось на фирменных сервисных станциях, а теперь – исключительно под своей крышей.

Сергей Пилюшенко, главный механик компании «ИНКО»:

- Надо понимать, что организованная у нас ремзона – это не автосервис в обычном его понимании, и мы не стремимся выполнять полный ремонт автотехники. Такая задача изначально и не ставилась ¬– компания решила проводить у себя наиболее востребованные ремонтные операции. В первую очередь – регулярное техническое обслуживание, ведь оно делается через каждые 10 000 – 15 000 км у любого эксплуатируемого в «ИНКО» автомобиля. Поэтому, организовав его у себя, мы экономим немало времени и немало денег. Кроме того, наше оснащение позволяет осуществлять ремонт шин, электрики, тормозных систем и подвесок, делать замену масла или обслуживать изотермические кузова. Другими словами, ремзона хорошо оборудована для быстрого и качественного проведения наиболее востребованных и, при этом, не сильно сложных ремонтно-сервисных операций – мы не стремимся ремонтировать высокотехнологичные автомобильные агрегаты и системы, например такие, где применяется электроника. Но, тем не менее, постепенно осваиваем работу и с силовыми агрегатами – ведь бывают случаи, когда, к примеру, двигатель начинает «есть» масло, для устранения чего надо всего-то поменять уплотнители. Это в принципе несложное и не требующее виртуозной квалификации дело, из-за которого гонять автомобиль в фирменный сервис нет никакого резона – туда мы теперь обращаемся исключительно с более серьезными проблемами.

Юрий Елагин, начальник транспортного отдела компании «ИНКО»:

- Одно из весомых преимуществ нашей новой ремзоны – полное соответствие действующему в России законодательству, что выгодно отличает ее от существующих на территории многих транспортных предприятий по сути полулегальных мастерских. У нас соблюдены все требования и по конструкции здания, и по ремонтно-сервисному оборудованию, и по организации труда, и по пожарной, и по экологической, и по производственной безопасности, и по всем прочим существующим стандартам. Ведь законодательство содержит очень широкий перечень таких требований вплоть до освещенности рабочих мест, температуры в помещении, метража площади в зависимости от численности работающих и, даже, соотносимого с этой численностью количества санузлов. Всем, кто занимался организацией ремонтной зоны, обеспечение соблюдения всех без исключения требований далось не просто! Но в долгосрочной перспективе подобный подход оправдывает себя, потому что позволяет нам не просто выполнять техническое обслуживание и ремонт автотехники быстрее и дешевле, чем на фирменных автосервисах, но и делать это не менее квалифицированно и качественно.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее