Архив публикаций

Изменения в системе сертификации автомобильной техники

Опубликовано: Журнал "Коммерческие автомобили" №6, 2008 (2008-06-10)

Раздел: Экономика и маркетинг

Изменения к закону о техническом регулировании, утвержденные Президентом России 1 мая 2007 года, позволили вносить корректировки в ранее принятые ведомственные нормативные правовые акты. Поэтому появилась реальная возможность актуализировать действующую систему сертификации механических транспортных средств и прицепов прежде всего с целью повышения безопасности выпускаемых в обращение на территории нашей страны новых автомобилей и автобусов как отечественного, так и зарубежного производства. В чем эти изменения состоят и как они отразятся на производителях и покупателях автотехники, нашему журналу рассказал заместитель генерального директора НАМИ Борис Кисуленко.
– Борис Викторович, чем была вызвана необходимость внесения изменений в Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств?

– Напомню, что упоминаемые Вами Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств, которые в ходе дальнейшей нашей беседы давайте условимся называть просто «Правила», были утверждены Госстандартом России и введены в действие еще в 1998 году. То есть десять лет назад! А их подготовка началась еще раньше. С тех пор в Правилах ЕЭК ООН, на которые ориентируются все страны при разработке и совершенствовании своих национальных Правил, произошло немало изменений, направленных на ужесточение требований к безопасности транспортных средств, экологическим и некоторым другим их характеристикам. Российские же правила в течение этого времени оставались без изменений – в соответствии с принятым в конце 2002 года законом «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти в сфере технического регулирования могли издавать лишь акты рекомендательного характера. То есть не было правовой основы внесения изменений в Правила. Теперь же, согласно принятым в мае прошлого года дополнениям в упомянутый закон, федеральные органы исполнительной власти такую правовую основу получили и, естественно, сразу же стали навертывать упущенное – вносимые ими изменения призваны подтянуть совершенство конструкции реализуемых в России автомобилей до современных общемировых требований.

– Помимо модифицирования требований, предъявляемых к автомобилям и автобусам для получения «Одобрения типа транспортного средства» какие еще изменения внесены в Правила?

– В первую очередь здесь надо отметить следующие моменты.
Во-первых, теперь полностью исключена возможность получения Одобрения типа транспортного средства для автобусов по минимальному перечню требований, в том числе по схеме малых партий. Напомню, что под малой партией понимается ввоз или изготовление до 150 легковых и до 100 грузовых автомобилей одной модели, а также до 50 автобусов одной модели – в этом случае сертификация проводится по сокращенному числу исследуемых параметров, а Одобрение типа транспортного средства выдается на один год.
Во-вторых, уточнена сама процедура сертификации малых партий: теперь для одних и тех же моделей она может выполняться лишь однократно, а повторную процедуру, уже для получения Одобрения типа транспортного средства трехгодичного срока действия, можно будет проводить по истечению календарного года после получения предыдущего Одобрения типа.
В-третьих, исключена возможность получения Одобрения типа транспортного средства по минимальному перечню обязательных требований для автомобилей, изготовленных на территории стран, не подписавших Женевское соглашение 1958 года.

– Думаю, последний пункт потребует для читателей дополнительных разъяснений.

– С 1958 года действует так называемое Женевское Соглашение, согласно которому подписавшие его страны, среди которых и Россия, берут на себя обязательства разрабатывать и производить автотранспортную технику в соответствии с установленными характеристиками, обеспечивающими определенный уровень ее технического совершенства. Поэтому при российской сертификации автомобилей, произведенных в этих странах, мы можем быть уверены, что они соответствуют единым принятым требованиям, и проверяем их по списку только наиболее важных с точки зрения эксплуатации характеристик, а по остальным характеристикам довольствуемся данными испытаний, проведенных органами сертификации по месту производства. А вот данные испытаний, проводимых в странах, Женевское Соглашение не подписавших, российские органы сертификации принимать в расчет не могут. Не имеют права – ведь мы не знаем, в соответствии с каким стандартами разрабатывалась и изготавливалась эта техника, кто и как ее испытывал. Поэтому такие автомобили российские сертификационные органы просто обязаны проверить по всему списку требований. Это логично!

– Какие из стран, чья автотехника достаточно активно импортируется в Россию, входят в число участников Женевского Соглашения, а какие нет?

– Чтобы быть кратким, скажу так: если перечислять страны, чья автомобильная техника представлена в России, то можно сказать, что Женевское Соглашение 1958 года подписано практически всеми европейскими странами, Австралией, Японией и Южной Кореей, а не подписано Китаем, Индией, Бразилией, США, Канадой и Ираном. Таким образом, автомобили из первой группы упомянутых стран могут быть сертифицированы в России по минимальному перечню технических требований – к примеру, для легковых машин их 12, а автомобили из второй группы начиная с этого года не могут – их придется испытывать по полной программе, в случае с теми же «легковушками» – на соответствие всем 49 проверяемым требованиям.

– Остались ли неупомянутыми еще какие-то значительные изменения в Правила, которые могут существенно отразиться на автопроизводителях и на тех, кто эксплуатирует автотехнику?

– Уточнена процедура сертификации транспортных средств, собираемых на территории нашей страны из машинокомплектов в режиме промышленной сборки – при наличии конструкторской и технологической документации они также могут получить Одобрение типа транспортного средства по минимальному перечню технических требований. Замечу, что это уточнение распространяется только на те из них, чьи машинокомплекты поставляются из стран, подписавших Женевское Соглашение 1958 года.
Введено уточнение, позволяющее выдавать Одобрение типа в том числе тем транспортным средствам, для которых используется шасси, не полностью удовлетворяющее действующим техническим требованиям, но лишь при условии, если такое шасси было сертифицировано в соответствии с прежними техническими требованиями до момента их замены на новые. Правда, данное правило действует лишь в течение одного года после вступления в силу новых требований.
Наконец, введено определение понятия «выпускаемые в обращение транспортные средства» и установлена дата, начиная с которой это самое «обращение» начинается – это дата оформления паспорта транспортного средства. Такой паспорт для автотехники российского производства оформляет ГИБДД, для импортной автотехники – таможенные органы в момент ее ввоза в страну.

– С какого времени изменения в Правила вступают в силу?

– Сами изменения в методику и порядок сертификационных испытаний были утверждены Ростехрегулированием, зарегистрированы Министерством юстиции и опубликованы в печати 24 декабря 2007 года. Согласно законодательству, они вступили в силу через десять дней после этого – 4 января 2008 года. Применение новых требований официально начнется с 1 июля 2008 года. Но на эту дату должны ориентироваться только те, кто получает Одобрение типа транспортного средства для впервые заявляемых на сертификацию автомобиля или автобуса. А те, кто сертифицирует ту или иную модель повторно, включая серийную отечественную продукцию, подпадают под действие новых Правил только с 1 января 2010 года.

– Резюмируя сказанное, скажите, каким образом уже упомянутые изменения отразятся на тех, кто приобретает автомобильную технику?

– Во-первых, покупатели новых автомобилей и автобусов гарантированно станут обладателями моделей, технически более совершенных, чем могут быть им проданы сегодня. Особенно это касается уровня безопасности автотехники. И, во-вторых, мы закроем те бреши, которые до последнего времени допускали массовый выход на рынок нашей страны автомобилей, не полностью удовлетворяющих не только новым, но даже многим из существующих требований! Это сделает конкуренцию между автопроизводителями более честной, а значит, более эффективной, что пойдет российским покупателям автомобилей только во благо.


Нововведения и уточнения

В перечень обязательных требований для получения российского Одобрения типа транспортного средства теперь включены следующие Правила ЕЭК ООН: №93 – передние противоподкатные устройства для грузовых автомобилей, №94 – защита водителя и пассажиров при фронтальном столкновении, №95 – защита водителя и пассажиров при боковом столкновении, №97 – система тревожной сигнализации, №107 – общие требования к безопасности конструкции автобусов, №110 – требования к конструкции при работе на сжатом природном газе, №111 – устойчивость автоцистерн при опрокидывании, №116 – защита от несанкционированного использования, №117 – в отношении шума шин, производимых им при качении, а также №119 – угловые повторители указателей поворота.
Ужесточены требования к показателям тормозных свойств, местам крепления ремней безопасности, прочности сидений легковых автомобилей и их креплений, прочности сидений автобусов и их креплений, противоугонной защите, подголовникам сидений, травмобезопасности наружных выступов, защитным свойствам кабин грузовиков, противопожарной защите автомобилей, зеркалам заднего вида, установке устройств освещения и сцепным устройствам.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее