Архив публикаций

Говорит и показывает Volvo Trucks

Опубликовано: Журнал "Коммерческие автомобили" №5, 2008 (2008-05-10)

Раздел: Экономика и маркетинг

Пресс-конференция, состоявшаяся в начале марта и посвященная итогам деятельности Volvo Trucks на российском рынке, оказались более чем интересна: на ней были озвучены, а также продемонстрированы в виде диаграмм и схем результаты годовой работы всех без исключения зарубежных автопроизводителей, предлагающих тяжелые грузовики в нашей стране. Грех был не воспользоваться любезностью маркетологов уважаемой компании и не поделиться с читателями их видением ситуации на рынке как в отношении собственного бренда, так и в отношении брендов своих коллег из стана конкурентов. За что, кстати, организаторам пресс-конференции нужно сказать отдельно спасибо.
Уже десять лет Volvo Trucks остается лидером российского рынка по суммарным продажам новых и подержанных тяжелых грузовиков – в 2007 году их было реализовано 9566 единиц. Еще каких-то пятьсот машин, и десятитысячный годовой рубеж будет взят! Значительный рост интереса к продукции компании подтверждает тот факт, что портфель заказов ее подразделения ООО «Вольво Финанс Сервис Восток», финансирующего приобретение техники данной марки, в 2007 году составил 450 млн. евро, увеличившись почти в два раза по сравнению с 2006 годом. О том, как компании удается добиваться столь выдающихся результатов, а также о ее положении по отношению к конкурентам собравшимся на пресс-конференцию журналистам во всех подробностях рассказал глава представительства Volvo Trucks в России Ларс Корнелиуссон.
Итак, Volvo Trucks – лидер. Но, все таки, лидер не бесспорный: по продажам новых коммерческих автомобилей тяжелого класса компания занимает лишь третью позицию с результатом 4456 ед., уступив вырвавшейся на первое место китайской марке Sinotruk Howo (6523 ед.), а также откатившейся на второе место Scania (5137 ед.). Кстати, сама Scania называет себя лидером среди продавцов новой зарубежной коммерческой техники, почему-то не беря в расчет продукцию «китайцев», хотя за какие такие прегрешения ее не следует учитывать – непонятно. Ведь Китай для нас такая же зарубежная страна, как и любая из стран Европы. Может быть все дело в том, что в случае с Sinotruk Howo некому подняться на подиум и получить золотую медаль – у компании в России до сих пор нет ни генерального импортера, ни представительства – дилеры воюют по принципу каждый сам за себя. И, все же, это не повод в упор не замечать китайские грузовики: в сумме по итогам прошлого года их ввезли в нашу страну в количестве более чем 10 000 ед.! И это – только новых машин. Впрочем, история известная: «большая семерка» еще несколько лен назад при подведении итогов своей российской деятельности также не брала в расчет чешскую Tatra пока та лидировала в рейтинге продаж.
Теперь посмотрим, кто же взял лидерство по продажам подержанных грузовиков. Оказывается, в этой категории «иномарок» всех сокрушил звездно-полосатый Freightliner – российские перевозчики приобрели 5300 выпущенных им автомобилей, большинство из которых, правда, успели пробежать по американским дорогам 400-500 млн. километров. А то и больше! Если бы у нас хоть каким-то реальным спросом пользовались еще и новые «американцы», то Freightliner смог бы поспорить если не за первое, то уж точно за второе место и в общем зачете. Но новые заокеанские «траки» у нас, к сожалению, не в ходу.
Второе место среди продавцов подержанных грузовиков осталось за Volvo Trucks – она реализовала 4876 б/у автомобилей – неплохой результат, во многом обеспечивший ей первое место по итогам суммарных продаж.
На чем же держится лидерство Volvo Trucks столь продолжительное время? Ответов на этот вопрос несколько.
И первый среди них заключается в том, что продажу своих автомобилей компания сопровождает расширенным пакетом услуг, куда помимо традиционных, таких, как сервисная поддержка, финансирование покупки, страхование и оперативное предоставление запчастей включены обучение водителей, консультирование при покупке, а также так называемый action service – возможность в любое время дня и ночи получить информацию о ближайших сервисных центрах, где можно отремонтировать или обслужить автомобиль.
Свою лепту в рыночный успех вносит и система обратной связи между компанией и теми, кто эксплуатирует уже приобретенные грузовики. Для этого Volvo Trucks создает сеть так называемых трак центров. На данный момент открыты два: в Москве и Санкт-Петербурге, еще один или два появятся на территории России в ближайший год. В чем преимущества подобных трак центров? Во-первых, они объединяют под одной крышей продажи, сервис, консультации и лизинг; во-вторых – принадлежат самой компании Volvo Trucks, что позволяет оперативно получать отзывы о надежности конструкции, а также об эффективности применения и обслуживания автомобилей, быстрее реагировать на претензии и предложения клиентов.
Нельзя сбрасывать со счетов также и то, что начиная с 2004 года ООО «Вольво Финанс Сервис Восток» ежегодно становится лидером российского рынка лизинговых услуг в сегменте грузового транспорта. Ведь привлекательный, хорошо проработанный пакет предложений по лизингу на сегодня во многом определяет успешность того или иного производителя коммерческих автомобилей в нашей стране!
Наконец, Volvo Trucks стала первой компанией, у которой на территории России начал функционировать свой собственный сборочный завод (СП «ИВЕКО-УРАЛАЗ» хотя и появилось раньше, но в нем у компании Iveco на сегодня только треть от общего числа акций). Сборка грузовиков семейств Volvo FM и FH уже пятый год ведется в Зеленограде. Причем на проектную мощность – 400 автомобилей в год – это предприятие вышло еще в 2006 году, а в 2007 году, сделав 506 машин, перекрыло это количество почти на четверть! Другими словами, еще около двух лет назад стало понятно, что существующих в нашей стране производственных мощностей Volvo Trucks не хватает, поэтому было принято решение о строительстве нового, более крупного завода в Калуге, который должен войти в строй в 2009 году. Он рассчитан на производство 10 000 Volvo всех существующих семейств, а также 5000 Renault семейств Premium и Kerax.
Так или иначе, в основе российского лидерства Volvo Trucks лежит комплекс факторов, каждый их которых создает дополнительную привлекательность компании с точки зрения потенциальных покупателей коммерческих автомобилей. Другое дело, что в ближайшей перспективе удержание лидерства станет для нее делом гораздо более сложным, чем сейчас.
Во-первых, на пятки настырно наступают европейские конкуренты, и в первую очередь Scania и MAN – их активность хорошо видна на соответствующих диаграммах. Если бы Scania не снизила темп продаж новых автомобилей, а MAN – подержанных (причем значительно), то еще не известно, кому бы досталось общее лидерство. Если в наступившем году эти две компании проведут работу над ошибками, то сражение за первое место между ними и Volvo Trucks выйдет куда более жарким.
Во-вторых, звезды могут благоволить китайским автопроизводителям. Та же Sinotruk Howo вполне в силах сделать резкий рывок, если озаботится упорядочиванием своего экспорта в нашу страну (как автомобилей, так и запчастей), централизовав его и создав представительство или, хотя бы, генерального импортера. Правда, еще одну составляющую успеха – развитую сервисную сеть – в пожарном порядке не построить, но для китайской коммерческой техники пока это не так уж и важно – многие перевозчики покупают ее как одноразовую, под какой-либо проект, и после двух-трех лет жесточайшей эксплуатации расстаются с автомобилями по цене металлолома. Тем не менее, неразвитость в нашей стране современного высокоэффективного сервиса китайских автопроизводителей, их из рук вон плохое снабжение запчастями дает шанс «европейцам» удержать лидерство в своих руках, во всяком случае – на протяжении нескольких ближайших лет, пока китайцы не приняли решения о крупных вложениях в развитие российского сервиса.
Впрочем, для зарубежных компаний, откуда бы они ни были родом, лидерство в России на самом деле не столь уж интересно и важно, как это может показаться. Как и в прежние годы наш рынок остается для них локальным, и основные продажи зарубежные производители коммерческой автотехники делают на своих более традиционных рынках. А вот кто с трепетом следит за бурным ростом объемов импорта, то это как раз наши автозаводы. Большие объемы поставок зарубежных грузовиков бьют их главную и, по сути, единственную козырную карту – значительное доминирование на домашнем рынке. Но главное, импортная техника не позволяет отечественным производителям успешно вводить в «бой» новые модели – в верхний ценовой сегмент они не могут прорваться из-за доминирования в нем «европейцев», в нижнем редуты в ускоренном порядке воздвигают многочисленные китайские «интервенты». В этих обстоятельствах соревнование между зарубежными автопроизводителями приобретает значимость не столько как выяснение отношений между собой в борьбе за бурно растущий, но, в общем-то, локальный рынок. Гораздо существеннее эта борьба отражается на конкурентоспособности национального автопрома. Потому что далеко не факт, что производители грузовиков из СНГ окажутся более устойчивы к давлению зарубежных конкурентов, чем их коллеги, занимающихся производством легковых автомобилей и оказавшиеся сброшенными с казалось бы прочных позиций автомобильными армадами зарубежных «завоевателей» за какие-то четыре-пять лет.

35 лет в России

Ровно 35 лет назад, в 1973 году, первые грузовые Volvo появились в автопарках российских транспортных предприятий – это были седельные тягачи семейства F89, которые получило «Совтрансавто». А за пять лет до этого, в 1968 году, в Советском Союзе был зарегистрирован товарный знак шведской компании. В 1981 году при ПО «Совтрансавто-Ленинград» Volvo Trucks открыла склад запчастей, а через два года на базе того же транспортного предприятия – специализированный технический центр. Там же, в Санкт-Петербурге, в 1993 году появился первый в России уполномоченный сервисный центр Volvo Trucks. В 1994 году открываются представительства компании в обеих российских столицах. В 1998 году состоялась регистрация ЗАО «Вольво Восток», через год после этого компания попробовала организовать сборку своих грузовиков на ЗИЛе. В 2003 году ею было создано финансовое подразделение ООО «Вольво Финанс Сервис Восток» и проведена первая конференция сервисных дилеров. В этом же году состоялось открытие сборочного производства грузовиков компании в Зеленограде, а в 2007 году был заложен первый камень нового российского сборочного завода, на котором планируется организовать производство грузовиков Volvo и Renault.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее