Архив публикаций

«ТК Эксис», или один из тройки лидеров

Опубликовано: Журнал "Коммерческие автомобили" №1, 2008 (2008-01-10)

Раздел: Перевозчики

На сегодня доставка легковых автомобилей с помощью автовозов остается одним из самых быстрорастущих сегментов транспортно рынка в стране. Но, несмотря на это, автоперевозчиков, которые смогли с успехом использовать данный факт во благо своего развития, можно пересчитать буквально по пальцам. С работой одного из них, входящих в тройку лидеров российского автовозного рынка, нам недавно удалось познакомиться, что называется, в деталях. О том, каким образом данной компании, хорошо известной в профессиональной среде под названием «ТК Эксис», удается развиваться фантастическими по меркам наших автотранспортных предприятий темпами, и как это развитие увязано с развитием российского рынка автовозных перевозок, нашим читателям рассказал ее генеральный директор Александр Тен.
–    Александр Валериянович, прежде чем говорить о достижениях компании, давайте вспомним ее историю: откуда появилась и как развивалась «ТК Эксис»?

–     Начиналась «ТК Эксис» с подразделения торговой фирмы, занимавшейся перевозкой табачных изделий. И лишь спустя год в 1997 году она стала не обеспечивающим подразделением, а юридическим лицом – самостоятельной компанией, работающей на собственное развитие. Так появилась «ТК Эксис». Помню, ее штат в ту пору состоял их семи-восьми водителей, бухгалтера, диспетчера да директора, а перевозки осуществлялись с помощью нескольких тентованных фур и контейнеровозов. Конечно, первые пару лет работать было сложно – по прибыльности компания с трудом выходила в «ноль». Именно в то непростое время мы пришли к пониманию, что нужно не просто заниматься перевозками, а выбрать стратегическое направление, на развитие которого бросить все свои силы. Изучив различные виды транспортной деятельности, нами был сделан вывод, что наиболее перспективно заняться доставкой в страну легковых автомобилей. Что мы и сделали. И, как показала жизнь, не ошиблись в своем выборе. А тогда, в 2000 году, «ТК Эксис» приобрела свои первые два автовоза, на которых мы доставляли из Франции в Санкт-Петербург легковушки Citroen в интересах компании «Автоэксис».
Через год были приобретены еще пять автовозов, с помощью которых компания стала возить из Тольятти в Питер продукцию АВТОВАЗа для его дилеров, но серьезный рост подобных перевозок у нас пришелся на 2003 год – тогда «ТК Эксис», заключив контракт с российским экспедитором Toyota, компанией «Санфлауэр», пополнила свой парк сразу 30 автопоездами для перевозки легковых машин. Все последующие годы мы, сумев заключить контракты на перевозку продукции Renault, Peugeot, Kia, GM, Honda, а несколько позже – «Северсталь-Авто» (FIAT, SsangYong, УАЗ) и Ford Motor, ежегодно увеличивали количество автовозов на несколько десятков, поставив своеобразный рекорд в 2006 году, когда в один год приобрели их в количестве 150 штук.

–    А в 2008 году приобретете еще полтысячи…

–    Верно, но должен отметить, что уже нынешний год можно назвать последним, когда рост продаж иномарок идет опережающими темпами – дальше их реализация хотя и продолжит расти, но темпы этого роста год от года станут снижаться. Поэтому мы уже сегодня анализируем другие направления транспортного рынка, выйдя на которые «ТК Эксис» сможет и дальше развиваться не менее динамично.

–    Если не секрет, что это за направления?

–    В 2006 году нашей компанией приобретены первые 20 самосвалов. Сделано это с прицелом на разворачивающееся сейчас в стране существенное расширение дорожной сети – в ближайшем будущем начнется реализация таких проектов в рамках частно-государственного партнерства, как строительство трасс Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ростов и других. И мы в этом строительстве собираемся принять самое непосредственное участие, так что дело 20-ю самосвалами, я уверен, не ограничится.
Еще одно перспективное направление, – контейнерные перевозки. У нас уже формируется клиентская база и, думаю, в самое ближайшее время парк компании пополнится примерно сотней контейнеровозов – в данный момент мы ищем партнеров для их приобретения. Эти автопоезда будут работать как на внутренних, так и на международных рейсах.
Также хочется отметить трейлерные перевозки как одно из перспективных направлений в транспорте. И наше подразделение маркетинга и развития также подробно изучает этот рынок, ищутся клиенты и что не маловажно надежные партнеры. Надо подчеркнуть, что и строительный, контейнеровозный и трейлерный филиалы в перспективе станут самостоятельными юридическими лицами, что сделает управление ими более эффективным.

–    Каждый год «ТК Эксис» увеличивает свой парк на несколько десятков, а то и сотен грузовиков. Откуда такие масштабы, о которых многие из Ваших коллег могут лишь мечтать?

– Даже сейчас, оглядываясь назад, кажется удивительным, как за несколько лет мы из почти никому неизвестной транспортной компании, в которой было менее десятка машин, выросли до одного из ведущих автоперевозчиков страны. Но везением я бы это не стал называть. Думается, весомую роль в успехе «ТК Эксис» сыграл удачный выбор партнеров, среди которых можно назвать «Росгорстрах», «М2М Телематика», Renault Trucks, Rolfo и других – все они поверили в наше будущее, поддержали наши усилия на начальном этапе работы, когда название «ТК Эксис» мало кому что-либо говорило. Но мои слова вовсе не значат, что мы слезно их о чем-то просили. Наоборот, к продукции или услугам каждой из перечисленных компаний мы выдвигали свои требования. Например, среди всех прочих страховщиков «Росгорстрах» оказался приемлемым для «ТК Эксис» партнером потому, что у него, в отличие от других российских страховых компаний, есть собственные аварийные комиссары практически в любом городе России, – это значительно упрощает нашу работу в случаях возникновения ДТП. «М2М Телематика», широко известная благодаря разработанной ею системе мониторинга транспортных средств и грузов BusinessNavigator, не просто обеспечила «ТК Эксис» связью и навигацией, но доработала оборудование и программное обеспечение в соответствии с нашими конкретными пожеланиями. А Renault Trucks лояльнее других подошла к нашим запросам, тогда как прочие автопроизводители, видя в нас тогда еще совсем небольших перевозчиков, не сочли возможным быть более гибкими. Кроме того, в Renault Trucks нам импонирует то, что эта компания оперативно откликается на пожелания наших специалистов, касающиеся доработки техники, а также сумела на деле обеспечить устойчивое и своевременное снабжение всех поставленных автомобилей запасными частями. Думаю, что ни один из перечисленных здесь партнеров «ТК Эксис» не пожалел, что стал с нами работать, что в свое время разглядел в нас потенциал. К примеру, у того же Renault Trucks мы закупаем львиную долю автомобилей. Впрочем, это совсем не означает, что другие компании больше не рассматриваются нами в качестве поставщиков – перед приобретением очередной партии машин мы сравниваем условия различных автопроизводителей. Просто так уж складывается, что Renault Trucks, в отличие от других, находит больше возможностей идти нам навстречу. На автовозах нашей компании установлены платформы фирмы Rolfo. Сотрудничество с ней продолжается давно, и сегодня с гордостью можно говорить, что мы – первая российская компания, по заказам которой и совместно с которой западный производитель создал технику специально для перевозок в нашей стране – европейского качества и европейских стандартов.

–    И, все же, чтобы заключать выгодные сделки, наверно мало просто убедительно обрисовать партнерам свои перспективы. Особенно если дело касается не поставщиков техники или оборудования, а заказчиков.

– Конечно, заказчики в первую очередь смотрят не на обещания, а на реальные дела. Считаю, что значительную часть клиентов «ТК Эксис» приобрела потому, что мы умеем не только хорошо убеждать в выполнимости взятых на себя обязательств, но и реально претворяем их в жизнь. Это не пустые слова – компания стала перевозчиком автомобилей столь широкого спектра известных мировых марок во многом по той причине, что ни при каких обстоятельствах не отказывалась от ранее согласованных условий работы с заказчиками в угоду коньюктурным соображениям. Вот некоторые наши коллеги в свое время погнались за сиюминутной прибылью в ущерб многолетнему партнерству, и в результате их партнеры теперь стали нашими.
Не менее важно, что по сравнению с многими конкурентами мы работаем более качественно. У нас реже нарушаются сроки, меньше случаев повреждения груза. Конечно, совсем без потерь при массовых перевозках обойдись невозможно, но эти потери сведены нами к абсолютному минимуму.

– Каким же образом?

– Мы очень ответственно подходим к осуществлению перевозок. Более ответственно, чем большинство наших конкурентов. К примеру, служба безопасности компании заранее отрабатывает все регулярные маршруты доставки груза: выявляет сложные участки, договаривается с охраняемыми стоянками, уточняет месторасположение сервисных станций, куда в случае необходимости можно будет обратиться. В центральном офисе «ТК Эксис» круглосуточно работают сотрудники оперативной службы, которые не просто отслеживают местоположение автомобилей в текущий момент времени с помощью уже упоминавшейся мною системы BusinessNavigator, но и всегда готовы оперативно прийти на помощь водителю в трудной ситуации: в случае поломки вызвать техничку или направить на помощь другую машину, организовать выезд на место ДТП инспекторов ГИБДД, аварийного комиссара и скорой помощи, компетентно, со знанием законов и прав перевозчиков пообщаться с представителями силовых структур, остановивших машину. Причем не только с исполнителями, но и с их непосредственным начальством. Поэтому эта служба и носит название «оперативная».
Но, все же, главным стержнем нашей качественной работы я считаю дисциплину. Ведь многие проблемы возникают из-за нежелания или неумения водителей четко выполнять свои обязанности. Плохо закрепленные перевозимые машины, несоблюдение скоростного режима, остановка на ночлег на обочине вместо того, чтобы сделать это на охраняемой стоянке… Все это проявления недисциплинированности, ведущие как к материальным потерям, так и потере репутации компании. Поэтому с водителей и спрос повышенный, гораздо более высокий, чем у наших коллег!
Другое дело, что от того человека, который находится за рулем, нужно добиться полного понимания лежащей на его плечах громадной ответственности, чтобы он четко осознавал, к чему может привести несоблюдение дисциплины во время рейса. Ведь тут дело не только в моральном убеждении – в случае утери или порчи груза водитель и компания несут консолидированную ответственность, от которой по заведенным у нас правилам водителя никто освобождать не станет. И люди должны однозначно понимать, что несоблюдение ими дисциплины вполне реально может стать причиной не только увольнения, но и знакомства с судебными исполнителями.

– Требовать от водителей можно многого, да было бы с кого. Разве «ТК Эксис» не ощущает кадрового голода, на который сегодня жалуются большинство автоперевозчиков?

– Кто же спорит, что вопрос привлечения водителей сегодня действительно стал для руководителей транспортных компаний настоящей головной болью?! «ТК Эксис», ежегодно приобретающей большое число автомобилей, с данной проблемой приходится сталкиваться постоянно. Особенно когда речь заходит о приеме на работу водителей автовозов, от которых требуется особый профессионализм. Ведь всякого, даже того, кто обладает соответствующей категорией в водительском удостоверении, за руль автопоезда, груженого автотехникой на десятки миллионов рублей, не посадишь. Поэтому у нас на предприятии действует уже отточенная годами система подготовки водителей. Те, кто приходит в «ТК Эксис» на эту должность, слушают курс читаемых нашими специалистами лекций об особенностях работы, с которыми им предстоит столкнуться. Затем водители сдают зачеты. И только после этого они, на первых порах – под присмотром инструктора, садятся за руль автовозов.
Правда, просто подбором водителей, несмотря на все наши усилия, в последнее время ограничиться не удается – в стране так и не сложился нормальный рынок водителей-профессионалов, кадрового резерва практически не осталось. Какой выход в данной ситуации? Для себя мы нашли его в сотрудничестве с профессиональными училищами, – с некоторыми из них около месяца назад «ТК Эксис» заключила договоры, согласно которым они будут проводить для нас переподготовку водителей, чтобы они, уже имея в правах категорию «С», могли открыть и категорию «Е». Выйдет ли из этого толк – пока сказать однозначно не могу, время все расставит по своим местам.


– Теперь перейдем от водителей к автомобилям, которыми они управляют. Как удается поддерживать исправность столь значительного парка, который сегодня есть у «ТК Эксис»?

–    Во-первых, как я уже говорил, и Renault Trucks, и Rolfo на должном уровне справляется с обеспечением автомобилей запасными частями, и по этой причине техника у нас не простаивает. Но, к сожалению, тех сервисных центров, которыми на сегодня располагают как Renault Trucks, так и другие зарубежные производители грузовиков, для такой огромной страны, как Россия, все же недостаточно. Поэтому, и это во-вторых, мы создали собственную ремонтную базу. У «ТК Эксис» на данный момент есть четыре филиала – в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске и Набережных Челнах, на территории каждого из которых функционируют собственные ремонтные зоны. Они позволяют более оперативно обслуживать автомобили, а главное – автовозные надстройки и прицепы, ведь именно на последние приходится до 60% времени и затрат, необходимых для проведения ремонта! При этом, в отличие от европейских автопроизводителей, поставщики автовозного оборудования объективно не могут создать на территории России сеть профильных сервисов, вот и приходится нам брать эти функции на себя.
Впрочем, я все же рассчитываю, что в перспективе от собственных ремонтных зон нашей компании удастся отказаться. Понятно, что произойдет это не завтра, но в более отдаленном будущем на подобное надеяться можно. Ведь подавляющее большинство европейских перевозчиков обслуживают и ремонтируют свой транспорт исключительно на фирменных сервисных станциях! Наша страна во всем постепенно подтягивается к действующим в Европе стандартам, и мы, перевозчики, должны двигаться в этом же направлении. Но, одновременно с этим, и о российских особенностях в нашей работе тоже не стоит забывать.

Фото:

Avtovoz-zastavka    б.п.
Avtovoz-4    На сегодня подавляющая часть парка «ТК Эксис» состоит из седельных тягачей Renault Premium и автовозных прицепов Rolfo
Avtovoz-2    В центральном офисе «ТК Эксис» круглосуточно работают сотрудники оперативной службы, отслеживая местоположение автомобилей в текущий момент времени и готовые помочь водителю в сложных ситуациях
Avtovoz-3    За счет собственной программы обучения «ТК Эксис» делает из водителей автовозов профессионалов высокого класса
Avtovoz-1    У «ТК Эксис» есть несколько собственных сервисных зон, где обслуживают и ремонтируют седельные тягачи, а также автовозные полуприцепы и надстройки
    

О компании

«ТК Эксис» была организована в 1997 году. Ее основная специализация – перевозка легковых автомобилей с помощью автовозов в интересах представительств таких автопроизводителей, как Citroen, Honda, Ford, GM, Kia, Peugeot, Renault, Toyota и «Северсталь-Авто» (FIAT, SsangYong, УАЗ). На данный момент компания располагает 550 автовозами и 21 самосвалом. Подавляющее большинство из применяемых автомобилей – Renault Premium, двигатели которых соответствуют экологическим нормативам Евро 3 или Евро 4. Автовозные платформы производства Rolfo, LOHR, Kaessbohrer позволяют перевозить до 8-9 машин. Динамика пополнения автопарка компании, который в 1997 году составлял всего 7 единиц, а в 1998 году был увеличен до 16: 2000 год – 2 автовоза, 2001 год – еще 5 автовозов, 2002 год – еще 30 автовозов, 2003 год - еще 40 автовозов и 21 седельный тягач с контейнерными площадками, 2004 год – еще 36 автовозов, 2005 год – еще 50 автовозов, 2006 год – еще 150 автовозов и 21 самосвал, 2007 год – еще 350 автовозов. А в 2008 году парк «ТК Эксис» пополнится аж пятистами автовозами!
Начиная с 2003 года все автомобили «ТК Эксис» укомплектованы оборудованием спутниковой связи, которое входит в систему мониторинга и управления автотранспорта компании. Каждый филиал контролирует движение автомобиля начиная с момента загрузки и заканчивая моментом передачи груза заказчику. На базе Московского филиала организован центральный пункт системы мониторинга, контролирующий движение всех работающих в компании машин.

Авторская колонка

Вышла серия книг "Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица"
(2015-12-04)

"Наш грузовик. Невыдуманные истории от первого лица" - так называется цикл из трех подготовленных мною книг по истории отечественного автомобилестроения.
Подробнее


Мы открываем новый год
(2014-01-10)

Если в конце «нулевых» проблемы отечественного автопрома и автотранспорта проистекали прежде всего из общемировых экономических проблем, то в наступившем году в роли генератора трудностей для этих отраслей выступило родное государство.
Подробнее


Новому Минстрою посвящается
(2013-11-22)

Видимо, в России еще мало чиновников. Поэтому государством принято решение создать еще одно министерство! Так в начале ноября в стране родилось новая бюрократическая структура – министерство строительства и ЖКХ.
Подробнее